"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Светоотражающий эффект
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге в тёмное время суток посредством изготовления светоотражающего брелока.
Образовательные задачи: актуализировать знания детей о важности применения светоотражающих элементов на вещах пешеходов в тёмное время суток.
Развивающие задачи: способствовать развитию творческих способностей при изготовлении светоотражающего брелока.
Воспитательные задачи: воспитывать у обучающихся культуру поведения на дороге.
Основные понятия и термины: светоотражающие элементы, дорожно-транспортное происшествие.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, видеоролик «Движение в тёмное время суток»; ножницы, шаблоны для вырезания, игла, карандаш, светоотражающая плёнка, основа для брелока (нить, ремешок, кольцо), тарелочки под мусор.
Ход деятельности
Педагог: Хочешь верь, а хочешь нет, даже у старой дороги есть сказки. Потому что за свою долгую жизнь она многое повидала и многое пережила.Педагог: Сейчас я вам расскажу историю, которую написала нам дорога из дорожного царства. Послушайте и ответьте на вопрос: «Что помогло измениться дороге, стать освещённой?».
Педагог: Вы знаете, ребята, – рассказывает дорога, – когда-то я совсем не знала, что такое светофор, безопасность дорожного движения, светоотражающие элементы. Не было осветительных опор с фонарями, светофоров, знаков на дороге – ничего не было. Я стояла тёмная и опасная. Где обочина, где проезжая часть – ничего не было видно. Много опасностей подстерегало человека в пути.
Но однажды какой-то очень наблюдательный пешеход придумал, как обозначить обочины. А подсказала ему, как обезопасить передвижение и сохранить своё здоровье, сама матушка-природа. Оказалось, что кора берёзы очень хорошо отражает свет, даже лунный. Поэтому берёзы стали сажать вдоль дорог, чтобы обозначить ими обочину.
А в начале XX века в Англии учёный был обеспокоен тем, что машин в его городе становилось всё больше, это хорошо, но увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов, особенно в тёмное время суток. Размышляя над тем, как решить эту проблему, он случайно обратил внимание на кота, его глаза отражали свет от фонаря. В абсолютной темноте кошка не видна, но если посветить ей в мордочку фонариком или светом фар, то её можно заметить на расстоянии до 80 метров. Всё потому, что глаза домашнего любимца имеют светоотражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.
Педагог: Как вы думаете, на какое изобретение натолкнуло его это наблюдение? (Ответы детей.) Действительно, светоотражающие дорожные элементы. И сегодня мы с вами говорим о безопасности на дороге, как стать заметнее в вечернее время с помощью светоотражающих элементов.
Педагог: Как вы думаете, какой будет тема нашего занятия? (Ответы детей.)
Педагог: Какие цели поставим перед собой на сегодняшнее занятие? (Ответы детей.)
Педагог: Сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеоролик о том, насколько важно иметь на одежде светоотражающий элемент. (Просмотр видеоролика «Движение в тёмное время суток».)
Педагог: Почему опасно в тёмное время суток передвигаться на улице? Что необходимо иметь на своей одежде в тёмное время суток? (Ответы детей.)
Педагог: Вы видите, что на партах у вас лежат необходимые материалы и инструменты, значит мы что-то будем мастерить? Сегодня мы с вами сделаем светоотражатель в виде брелока, который вы можете повесить на свой рюкзак или сумку или подарить младшему брату или сестрёнке.
Педагог: Перед началом работы вспомним правила работы с ножницами:
- не оставлять ножницы раскрытыми;
- использовать ножницы по назначению;
- ножницы класть кольцами к себе;
- ножницы передавать товарищу кольцами к нему;
- при работе с ножницами беречь пальцы левой (правой) руки.
- хранить иглу всегда в игольнице;
- передавать иглу только в игольнице;
- не играть с иглой, не брать в рот;
- не втыкать иглу в одежду;
- до и после работы проверить количество игл.
Педагог: Также перед началом работы нужно хорошо отдохнуть. Встанем на физкультминутку.
Как живёшь?
Вот так!
Как идёшь?
Вот так!
Как бежишь?
Вот так!
Ночью спишь?
Вот так!
Как танцуешь?
Вот так!
А как учишься?
Вот так!
Педагог: Смотрим на доску, я покажу выполнение брелока, далее вы приступите к работе.
- На картоне вы обводите любой понравившийся шаблон: фрукт, животное, автомобили, цветы.
- Отрезаем от картона небольшой квадратик с рисунком подвески.
- Отрезаем небольшой кусочек светоотражающей плёнки, приклеиваем её с обратной стороны к картону, чтобы рисунок остался видимым.
- Вырезаем подвеску по контуру рисунка. В результате у вас получится заготовка подвески.
- Отрезаем ещё один небольшой кусочек светоотражающей плёнки и приклеиваем её к заготовке подвески, чтобы светоотражающая плёнка была видна с обеих сторон.
- Аккуратно вырезаем подвеску.
- С помощью иглы проделываем отверстие в отражателе.
- Продеваем верёвочку или ленту в отверстие.
Педагог: Где вы будете использовать брелоки? Для чего в тёмное время суток на нашей одежде необходимо иметь светоотражающий элемент? О каких предметах-светоотражателях в начале занятия вы слышали? О каком животном-светоотражателе? Как вы думаете, почему дорожные знаки в тёмное время суток светятся? С каким понятием мы с вами сегодня познакомились? (Ответы детей.)
Педагог: Откроем нашу азбуку и заполним страничку с новым понятием «Светоотражающий элемент».
Даниела Лазукова, учитель нач. классов,
МАОУ СОШ № 1, г. Североуральск,
Свердловская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии