"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Развивающий торт
Многофункциональное игровое пособие «Развивающий торт» применяется с целью развития сенсорного восприятия, наглядно-действенного мышления и мелкой моторики.
Каждый из «слоёв» торта способствует решению определённых задач:
- конструировать на плоскости различные изображения;
- самостоятельно выкладывать различные силуэты;
- составлять ритмический ряд на основе чередования его элементов;
- моделировать и описывать расположение объектов на плоскости с использованием слов «вверху», «внизу», «слева», «справа»;
- знакомить с цифрами от 0 до 9, развивать тактильные ощущения;
- считать в пределах 10, соотнося число с элементом множества;
- составлять картинку из 2-4 частей.
Пособие состоит из коробки круглой формы диаметром 35 см, 7-и деревянных дисков, штырька для нанизывания «слоёв» торта и мешочков с набором заданий. Игра имеет несколько вариантов использования. Педагог может дать упрощённые и усложнённые задания в зависимости от поставленных целей и потребностей, а также возможностей и способностей ребёнка.
Первый слой торта «Собери пазл» направлен на формирование у ребёнка умения составлять картинку из 2-4 частей и состоит из съёмного мини-планшета и частей предметов, соответствующих контуру. Педагог предлагает составить картинку из 2-4 частей с опорой на целое изображение, назвать предметы, изображённые на картинках.
Второй слой торта «Умная цепочка» направлен на формирование у ребёнка умения считать в пределах 10, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?» и представлен плоским полем с цифрами от 1 до 10 с отверстиями для звеньев цепочки, звеньями и карточками с заданиями.
Достаньте из мешочка цветные звенья и карточки с логическими заданиями. Укажите ребёнку цифру и попросите его прикрепить нужное количество звеньев к полю. Задание можно усложнить, предложив выполнить простую арифметическую задачу на сложение или вычитание в соответствии с карточкой.
Третий слой торта «Тактильные цифры» (с повязкой для глаз) способствует знакомству ребёнка с цифрами от 0 до 9 и развитию тактильных ощущений и состоит из плоского поля с цифрами, на которые нашиты пластмассовые пуговицы или бусины. Количество бусин или пуговиц соответствует числу. Сначала предоставьте ребёнку возможность самостоятельно изучить цифры, найти тактильные отметки (бусы или пуговицы). Далее следует научить малыша проводить пальчиком по поверхности цифр, чтобы посчитать количество бусин или пуговиц. Затем ребёнок надевает на глаза повязку и считает количество бусин или пуговиц, нашитых на основание цифры. Позвольте полностью положиться на свои тактильные ощущения, чтобы определить таинственную цифру.
Четвёртый слой торта «Кто или что где?» направлен на формирование у ребёнка умения моделировать и описывать расположение объектов на плоскости с использованием слов «вверху», «внизу», «слева», «справа» и состоит из мини-планшетов с круглыми отверстиями, деревянных кругов с различными изображениями и кругов 4-х основных цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный.
Сначала попросите ребёнка запомнить расположение животных на любом из мини-планшетов. Затем пусть отвернётся. Поменяйте местами животных. Спросите у ребёнка, что изменилось. Задание можно усложнить. Изучайте понятия «верху», «внизу», «справа», «слева» или основные цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный. Предложите ребёнку обвести круги на бумаге и раскрасить их или дорисовать к кружкам различные элементы, оставляя тем самым различные силуэты предметов, животных, транспорта и других.
Пятый слой торта «Ритмические ряды» направлен на формирование у ребёнка умения составлять ритмический ряд на основе чередования его элементов (различать геометрические фигуры, определять их цвет; анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов) и состоит из набора геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, ромбы), различных муляжей и природного материала.
После предварительного анализа и выделения каждого элемента ритмического ряда предложите ребёнку продолжить по образцу разноцветную дорожку из геометрических фигур с чередованием цвета или формы. Чередование элементов ритмического ряда задаётся речевой инструкцией: «Сначала положи два красных, потом два жёлтых кружочка». Задание можно усложнить, предложив ребёнку закончить ряд, вставив недостающие формы или найти нарушения ритмического ряда, исправив его.
Шестой слой торта «Геометрическая головоломка» предназначен для формирования у ребёнка умения самостоятельно выкладывать из комплекта геометрических фигур различные силуэты. Он состоит из плоского магнитного поля. Для выполнения задания необходимы: детали геометрического конструктора (квадрат, разрезанный на 7 простых фигур (танов): 2 больших, 1 среднего и 2 маленьких треугольников, 1 маленького квадрата, 1 параллелограмма) и схемы силуэтов.
Предложите ребёнку составить фигуры согласно схеме силуэта. Напомните, что при составлении фигуры используется весь комплект деталей целиком. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу. Задание можно усложнить, предложив ребёнку самому придумать и сложить фигуру.
Седьмой слой торта «Геоборд» предназначен для того, чтобы научить ребёнка конструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных). Он состоит из плоского поля, 25 силовых канцелярских кнопок с ручкой, расположенных на поле равноудалённо друг от друга по горизонтали и вертикали, латексных канцелярских резинок и дидактических карточек со схемами силуэтов геометрических фигур, дома, цветка, дерева, кораблика, цифр, букв и другого.
Сначала покажите ребёнку, как одевать и снимать резинки. Затем предложите повторить с помощью резинок изображение, выложенное на схеме (геометрические фигуры, дом, цветок, дерево, кораблик, цифры, буквы и другое). Задание можно усложнить, предложив ребёнку выложить на поле лабиринты для человечков (машинок) или создать рисунок (орнамент, узор) самостоятельно, без схемы.
Использование пособия «Развивающий торт» обладает высоким развивающим потенциалом и вносит существенный вклад в развитие сенсорных процессов у детей с особенностями в развитии.
Алина Мастерова, учитель-логопед,
НРМ ДОБУ Д/с комбинированного
вида «Капелька», г.п. Пойковский,
Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский АО
Рекомендуем почитать
- Комментарии