"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Целевые прогулки
Опыт работы по организации целевых прогулок в летний период для детей разных возрастных групп
В летний период вся деятельность с детьми в детском саду переносится на свежий воздух. Прогулка занимает большую часть дня и расширяет возможности педагогов в реализации образовательного компонента: можно проводить наблюдения, опыты, эксперименты, подвижные и развивающие игры, которые в помещении организовать затруднительно.
Для развития познавательного интереса детей, кроме экскурсий, в нашем детском саду раз в неделю в течение лета с воспитанниками проводятся целевые прогулки по территории образовательной организации. Они имеют разнообразную тематику и направлены на решение задач по разным образовательным областям. В структуру целевой прогулки включается наблюдение и экспериментирование, двигательная активность и развивающие игры, общение и художественно-эстетическая деятельность.
По каждой возрастной группе разработаны технологические карты целевых прогулок на весь летний период. В качестве примера приведём конспект целевой прогулки с детьми старшей группы на тему «Мы в городе живём».
Цель: уточнение представлений детей о микрорайоне, в котором расположен детский сад.
Задачи:
– Как называется улица, на которой стоит наш детский сад? (Ответы детей.)
– Кто из вас живёт на этой же улице? (Ответы детей.)
– Есть ли рядом с нашим детским садом аптека, почта, магазин, остановка транспорта? (Ответы детей.)
– Заходите ли вы куда-нибудь, когда родители вас забирают из детского сада, или сразу идёте домой? (Ответы детей.)
– Куда хотели бы зайти и почему? (Ответы детей.)
Остановка. Решение проблемной ситуации: «Как узнать, что в этом здании?». Педагог с помощью вопросов подводит детей к мысли, что о назначении здания могут сообщить картинки или символы, изображённые на вывеске, окнах или дверях этого здания.
Эксперимент: взрослый раздаёт детям (в зависимости от условий) мелки для рисования на асфальте или листочки бумаги и карандаши и предлагает изобразить символ любого учреждения (по выбору каждого ребёнка): почты, магазина, аптеки, парикмахерской, банка и прочее. Символы демонстрируются остальным участникам, которые стараются определить, что они обозначают. Автор поясняет, почему он использовал именно это изображение. Затем делается общий вывод: символ будет удачным в том случае, если в его изображении использован предмет, известный всем, который связан с назначением здания (например: банк – монета, стадион – бегун или футбольные ворота).
Игра на ориентировку в пространстве «Проводник». Дети делятся на пары. Одному из детей завязывают глаза, другой ребёнок в паре исполняет роль проводника. Педагог раскладывает таблички с символами функционального назначения зданий. Ребёнок с завязанными глазами называет пункт, куда он хочет попасть (например, магазин одежды). Проводник ведёт его за руку и вслух проговаривает направление (прямо, направо, налево). Его задача – аккуратно довести провожаемого до нужного места и не натолкнуться на других детей. Каждый проводник и его подопечный, достигшие цели, получают фишку-звёздочку.
После игры дети продолжают путь, рассматривая окружающие детский сад здания. Вопросы к детям:
– Из чего сделаны здания, которые окружают детский сад? (Ответы детей.)
– Из каких материалов построено здание детского сада? (Ответы детей.)
– Почему используются именно эти материалы? (Бетон – прочный, стекло – прозрачное, пластик – долговечный, практичный.)
– Из чего ещё могут быть построены дома? (Из глины, дерева, шкур, соломы и прочее.)
Развивающая речевая игра «Хорошо-плохо». Участники обсуждают, какими преимуществами и недостатками обладает, например, деревянный дом. Каждое своё высказывание дети аргументируют, получая за это фишку-звёздочку.
Остановка. Подвижная игра «Раз, два, три, к такому предмету беги»: по сигналу педагога «Раз, два, три, к деревянному (пластмассовому, металлическому и прочее) предмету беги» дети находят предмет из названного материала в окружающей обстановке, подбегают и дотрагиваются до него. После этого проверяется правильность выполнения задания всеми участниками. Дошкольники, справившиеся с заданием, получают фишку-звёздочку.
После игры дети возвращаются на свой участок. По дороге проводится речевая игра «Один-много»: ведущий называет существительные, связанные с городом (сквер, улица, парк, дорога, дом, остановка и прочее), участники переводят эти слова во множественное число в именительном (дома, остановки) и в родительном падеже (много домов, много остановок). За каждый правильный ответ участники получают фишки-звёздочки.
На веранде педагог предлагает из полученных детьми звёздочек выложить дорожку. По этой дорожке дети доходят до коробки, в которой лежат раскраски с городскими пейзажами и цветные карандаши.
Изобразительная деятельность – раскрашивание цветными карандашами городских пейзажей. Во время работы можно обсудить с детьми сегодняшнее путешествие, выяснить, какие впечатления оно оставило, что особенно запомнилось, что было самым сложным и почему.
В летний период вся деятельность с детьми в детском саду переносится на свежий воздух. Прогулка занимает большую часть дня и расширяет возможности педагогов в реализации образовательного компонента: можно проводить наблюдения, опыты, эксперименты, подвижные и развивающие игры, которые в помещении организовать затруднительно.
Для развития познавательного интереса детей, кроме экскурсий, в нашем детском саду раз в неделю в течение лета с воспитанниками проводятся целевые прогулки по территории образовательной организации. Они имеют разнообразную тематику и направлены на решение задач по разным образовательным областям. В структуру целевой прогулки включается наблюдение и экспериментирование, двигательная активность и развивающие игры, общение и художественно-эстетическая деятельность.
По каждой возрастной группе разработаны технологические карты целевых прогулок на весь летний период. В качестве примера приведём конспект целевой прогулки с детьми старшей группы на тему «Мы в городе живём».
Цель: уточнение представлений детей о микрорайоне, в котором расположен детский сад.
Задачи:
- формировать умение детей ориентироваться по плану и в пространстве относительно себя;
- закреплять знание своего адреса;
- уточнять представления о свойствах материалов;
- развивать символическое мышление, связную речь, умение обосновано высказывать свою точку зрения.
Ход деятельности
Дети с педагогом рассматривают план территории детского сада и находят на нём свой участок. Они обсуждают, какие здания расположены за пределами территории близко к участку и дальше по периметру за ограждением. Попутно можно обсудить вопрос: «Для чего территория детского сада обнесена прочным забором?». Педагог предлагает отправиться в путешествие и рассмотреть окружающие здания; обсуждается маршрут путешествия с использованием плана территории. Во время движения проводится беседа:– Как называется улица, на которой стоит наш детский сад? (Ответы детей.)
– Кто из вас живёт на этой же улице? (Ответы детей.)
– Есть ли рядом с нашим детским садом аптека, почта, магазин, остановка транспорта? (Ответы детей.)
– Заходите ли вы куда-нибудь, когда родители вас забирают из детского сада, или сразу идёте домой? (Ответы детей.)
– Куда хотели бы зайти и почему? (Ответы детей.)
Остановка. Решение проблемной ситуации: «Как узнать, что в этом здании?». Педагог с помощью вопросов подводит детей к мысли, что о назначении здания могут сообщить картинки или символы, изображённые на вывеске, окнах или дверях этого здания.
Эксперимент: взрослый раздаёт детям (в зависимости от условий) мелки для рисования на асфальте или листочки бумаги и карандаши и предлагает изобразить символ любого учреждения (по выбору каждого ребёнка): почты, магазина, аптеки, парикмахерской, банка и прочее. Символы демонстрируются остальным участникам, которые стараются определить, что они обозначают. Автор поясняет, почему он использовал именно это изображение. Затем делается общий вывод: символ будет удачным в том случае, если в его изображении использован предмет, известный всем, который связан с назначением здания (например: банк – монета, стадион – бегун или футбольные ворота).
Игра на ориентировку в пространстве «Проводник». Дети делятся на пары. Одному из детей завязывают глаза, другой ребёнок в паре исполняет роль проводника. Педагог раскладывает таблички с символами функционального назначения зданий. Ребёнок с завязанными глазами называет пункт, куда он хочет попасть (например, магазин одежды). Проводник ведёт его за руку и вслух проговаривает направление (прямо, направо, налево). Его задача – аккуратно довести провожаемого до нужного места и не натолкнуться на других детей. Каждый проводник и его подопечный, достигшие цели, получают фишку-звёздочку.
После игры дети продолжают путь, рассматривая окружающие детский сад здания. Вопросы к детям:
– Из чего сделаны здания, которые окружают детский сад? (Ответы детей.)
– Из каких материалов построено здание детского сада? (Ответы детей.)
– Почему используются именно эти материалы? (Бетон – прочный, стекло – прозрачное, пластик – долговечный, практичный.)
– Из чего ещё могут быть построены дома? (Из глины, дерева, шкур, соломы и прочее.)
Развивающая речевая игра «Хорошо-плохо». Участники обсуждают, какими преимуществами и недостатками обладает, например, деревянный дом. Каждое своё высказывание дети аргументируют, получая за это фишку-звёздочку.
Остановка. Подвижная игра «Раз, два, три, к такому предмету беги»: по сигналу педагога «Раз, два, три, к деревянному (пластмассовому, металлическому и прочее) предмету беги» дети находят предмет из названного материала в окружающей обстановке, подбегают и дотрагиваются до него. После этого проверяется правильность выполнения задания всеми участниками. Дошкольники, справившиеся с заданием, получают фишку-звёздочку.
После игры дети возвращаются на свой участок. По дороге проводится речевая игра «Один-много»: ведущий называет существительные, связанные с городом (сквер, улица, парк, дорога, дом, остановка и прочее), участники переводят эти слова во множественное число в именительном (дома, остановки) и в родительном падеже (много домов, много остановок). За каждый правильный ответ участники получают фишки-звёздочки.
На веранде педагог предлагает из полученных детьми звёздочек выложить дорожку. По этой дорожке дети доходят до коробки, в которой лежат раскраски с городскими пейзажами и цветные карандаши.
Изобразительная деятельность – раскрашивание цветными карандашами городских пейзажей. Во время работы можно обсудить с детьми сегодняшнее путешествие, выяснить, какие впечатления оно оставило, что особенно запомнилось, что было самым сложным и почему.
Юлия Орехова, ст. воспитатель,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку