"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Играем с удовольствием!
Что любят все дети без исключения? Конечно же, играть! Подавляющее число детей быстро утомляется от монотонной учебной деятельности и начинает скучать, отвлекаться. Здесь и приходит на помощь делу привычная и любимая игра. Игра – это удовольствие, это свобода выбора, действий, фантазии. Дети, играя, учатся. Благодаря игре легче происходит адаптация к школе.
Я думаю, вы согласитесь, что в последнее время детям стало сложнее войти в школьный ритм. Они привыкли к своим планшетам и телефонам, ведь уже «годовасикам» мамы дают их в руки, чтобы не отвлекали, не мешали, а тут мы, педагоги, со своими прописями и клеточками. Может быть именно поэтому они с таким азартом и восторгом бегут к доске и обижаются, если им не хватило яблочка с примером или карточки со словом!? Современного ребёнка не удивишь презентацией, ведь самый простенький смартфон гораздо больше может, чем наши компьютеры в школе. Именно поэтому я для своих уроков постоянно готовлю игры.
В настоящее время у меня первоклассники. Что актуально для них? Научиться читать и быстро считать. Есть дети, которые не читают. Знают буквы, сливают слоги. Но как дело доходит до учебника – стопор. А в игре – легко! Встречали таких? У меня есть парочка. Итак, поиграем!
1. Чтение с фонариком. Конечно, идея принадлежит не мне. На просторах интернета вы найдёте массу таких игр. Но я решила их приурочить к тематическим дням и праздникам. У нас есть чтение с фонариком для олимпиады и праздника русской печки, для 8 марта и дня рождения бутерброда, сердечки и книжечки.
Как сделать такую игру? Проще всего сделать в приложении Canva (его, кстати, можно установить на телефоне). На первом листе располагаем нужные нам картинки, на втором печатаем слова. Распечатываем лист с картинками, приклеиваем поверх листа со словами. Читаем, подсвечивая фонариком снизу. Азарт, интерес, восторг – всё это точно будет обеспечено!
2. Составление слов из слогов. Во-первых, делим слова на слоги, во-вторых, учимся составлять слова, в-третьих, расширяем словарный запас, в-четвёртых, тренируем внимание. Какие варианты можно придумать? У меня есть слоги на листиках, на рукавичках, на шапочках, есть гусеницы, пчёлки и цветы, инопланетяне и их тарелки. И здесь вас ограничить может только ваша фантазия! Вот идеи, которые только что пришли в голову: птички и гнёздышки, цветочки, курочки и яйца, пингвины и льдины. Я уже бегу делать новенькую игру!
3. Игры с далеко идущими планами – назовём их так. Что я имею в виду? Это когда одну игру можно использовать неоднократно, но цели будем ставить совершенно разные. Например, у меня есть обезьянки и бананы. На обезьянках напечатаны цифры, на бананах – слова. Нужно накормить обезьянок. Первая ест только слова, которые состоят из одного слога, вторая – из двух, третья – из трёх. А на следующем уроке для первой обезьянки подходят только слова, в которых ударение падает на первый слог, для второй – на второй слог. А в дальнейшем ещё ведь есть склонение! И таких игр я тоже сделала несколько.
4. Пока дети ещё учились читать, я делала для них игры-бродилки со слогами: кидаешь кубик, считаешь кружочки, читаешь слог. Не прочитал – возвращаешься на место. Несмотря на то, что выглядит просто, дети играли на переменах активно.
Переходим к математике? Мы так привыкли к устному счёту на презентации. Нажимаешь кнопку, и всё тебе на экране. Девять лет назад ребятишки с восторгом смотрели на презентации, при каждом яблочке, которое само отправлялось в корзинку, говорили с придыханием: «Ваааау!». Дети мои загрустили ещё в прошлом году на подготовке к школе. А сейчас, решила я, надо детей расшевелить. И стала придумывать игры для устного счёта.
- Задания для отработки состава числа. Что есть в моих закромах: листики и совы, которых мы распределяем по веткам большого дерева, лепестки цветов и машинки в гаражах, инопланетяне и тарелки, дрессированные собачки, кошечки в корзинках. Надо видеть счастье и радость в глазах детей, когда они бежали к доске и имели возможность подержать кошечку или морячка в руках.
- Навыки устного счёта. Сначала в пределах 10, затем с переходом через десяток. И снова вариантов масса! Медведи и горшочки с мёдом, планеты и ракеты, динозавры и яйца, пингвины и яйца. Кстати, и ребята из 3-4 классов тоже с удовольствием побегут к доске. Таблица умножения и деления – вот идеи для создания игры.
- Всевозможные игры-закраски, когда нужно не просто решить пример, а закрасить клеточку нужным цветом (не картинки, как в первом классе, а посложнее). Даже просто раскрашенные клеточки – это уже интересно, а уж если в ходе вычислений получается рисунок – это просто класс!
Дидактическая игра является эффективным средством развития интереса к учебному предмету. Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, конечно же, наряду с другими методами и приёмами, но именно игра должна занимать значительное место в первый год обучения ребёнка в школе.
Дидактическая игра – это средство воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу обучения. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают свои способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ребят удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний, создаёт ситуацию успеха, мотивирует. Играйте с удовольствием!
Людмила Шулья, учитель нач. классов,
МБОУ СОШ №20 им. И.И. Наймушина,
г. Братск, Иркутская область
Рекомендуем почитать
- «Музыкальные» настольные игры АНО ЦОТР «Ребус»
- Отзывы на статью: «Спички детям не игрушки?!»
- Мы — будущие чемпионы
- Помоги бабочке сесть на цветок
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии