"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Новая идея Старого года
Идея для создания игры пришла после Старого Нового года, когда все новогодние украшения аккуратно складируются, бережно упаковываются и убираются до следующего Нового года. Выключены гирлянды, погасли подсвечники, прогорели свечи, которые своим светом и теплом создавали нам праздник. И вдруг пришла идея продлить им жизнь, без огня, в игре.
Речь идёт о «плавающих» свечах в цилиндрической упаковке. По моему замыслу их можно легко превратить в фишки для традиционных игр-ходилок. Немного фантазии – и бабушка никогда не забудет, какого цвета её фишка в игре, потому что теперь есть бабушкина фишка, а также папина, мамина, фишка для братишки и сестрёнки. Нарисовать игроков – это отдельное интересное занятие, а прикрепить рисунок на тонкие палочки не составит труда.
Такая самодельная настольная игра возвращает нас к коллективной деятельности, создаёт многофункциональную игровую ситуацию, которая даёт новые знания, учит взаимодействию, отношению к чужому выигрышу и конечному результату. Обыкновенная настольная игра помогает учителю на уроке или родителю в домашних условиях в подаче материала, а участникам – в освоении и закреплении знаний.
Этой идеей я поделилась в своём классе, и вот первые фишки прибыли на урок французского языка. Ученикам предстояло принять участие в уроке-игре по теме «Город», где они были и пешеходами, и экскурсоводами. В начале игры ребята сочинили историю про котёнка, который спрятался где-то в городе. Так мы познакомились с современным понятием «сторителлинг» (storytelling) – учились умению рассказывать историю.
Дети, каждый со своей игровой фишкой, отправились на поиски котёнка на игровом поле, встречаясь с бабушкой, дедушкой, папой, мамой, братьями, сёстрами, друзьями. Здесь мы добавили в игру эффект неизвестности: каждый ученик не глядя вытаскивал из мешочка кубик с фрагментами городских объектов на гранях, самостоятельно устанавливал его на игровом поле и рассказывал о нём. Искали в магазине, в кафе, в аптеке, на почте, на катке, параллельно изучая новую лексику и повторяя старую. Котёнка не могли найти, пока каждый из учеников не попытал счастья. А потом они все вместе случайно нашли варежку, в которой и спрятался котёнок!
Всем понравилось сочинять и рассказывать истории, поэтому решили продолжить. И теперь мы всем классом сочиняем историю про котёнка, который спрятался в библиотеке. Новое игровое и одновременно обучающее действие погрузило всех шестиклассников в увлекательное путешествие, прервать которое смог только школьный звонок в конце урока.
Настольная игра-ходилка, в которой игроки перемещаются по игровому полю от старта до финиша, хороши своей простотой, быстрым погружением в игровое пространство. Они позволяют объединить людей разных возрастов, пригласить в игру любое количество игроков, особенно если в игре участвуют «свои», персонализированные, фишки.
Польза от процесса игры велика: развивается усидчивость, взаимоуважение, умение соблюдать правила, развивается речь, память, пространственное воображение.
Рассмотрим ещё один вариант использования цилиндрических свечей – создание новых объектов на знакомом поле. Возьмём, к примеру, известную настольную игру с «космическим полем».
В ходе игры одни узнают что-то новое, другие встречаются с уже известными фактами и быстро отвечают на вопросы. Но все становятся участниками путешествия в условном космическом пространстве с планетами, спутниками, кометами, созвездиями, где необходимо соблюдать особые правила передвижения и взаимодействия с объектами на игровом поле. Особый интерес вызывает космическая техника: корабли, станции, луноходы, марсоходы, происходит знакомство с космонавтами.
В начале игры необходимо ознакомиться с правилами: изучить действия игроков при попадании на определённые объекты, при каких условиях получается бонусный ход вперёд, а при каких придётся пропустить ход или даже сделать шаг назад. И, конечно же, совсем не сложно изменить старое игровое поле, добавив на него новые объекты.
Так мы и сделали! Ребята нарисовали свои станции и планеты с особыми условиями пребывания на них, добавив тем самым новые правила в игру: придумать название новой планете, перечислить планеты, у которых есть спутники, пропустить ход, если планета слишком холодна, или, напротив, перейти на пару шагов вперёд, если температура планеты слишком высока.
Вот, например, на поле появилась новая станция «Пифагор». Здесь необходимо вспомнить, что именно Пифагор первым предположил, что Земля имеет форму шара, и, дав правильный ответ, продвинуться вперёд на три позиции. А вот остановка «Скафандр», на которой следует задержаться для облачения в специальное снаряжение, пропустив ход, потому что двигаться дальше без скафандра нельзя. Или остановка «Телескоп» – пропустить ход, чтобы рассмотреть звёзды, созвездия, назвать некоторые из них.
Подобный вариант игры может использовать учитель-предметник для объяснения новой темы и терминологии, для закрепления пройдённого материала или в качестве проверочной работы.
Чему ещё учатся школьники в такой игре? Например, придумывая свой игровой объект или правило, необходимо обосновать его появление на игровом поле. Это развивает навык описательной деятельности учащегося, способность к аргументации и отстаиванию своей позиции. Каждый может проявить себя, создать какой-то особенный объект, непохожий на другие. Параллельно возникает желание общаться, работать коллективно, слажено, включаясь в общее игровое действо.
Простая настольная игра с воплощением замысла самостоятельно созданных объектов – творческий процесс каждого участника, возможность попробовать себя в роли дизайнера, художника, создателя игры. Это помогает всесторонне развивать личность, пробовать разные формы взаимодействия и общения, чтобы использовать этот творческий опыт в повседневной жизни.
Ещё одним дополнительным преимуществом реализации подобной идеи среди подрастающего поколения является актуальное сегодня движение «апсайклинг» (upcycling). Это творческое «прочтение» старых вещей, не переработка мусора, а переосмысление существующего предмета, повторное его использование новым способом. Это часть экологичного образа жизни, модного и пропагандируемого среди современной молодёжи, и именно поэтому найдёт отклик в школьной среде. Создание игровых элементов из частично использованных плавающих свечей – отличный способ реализовать свои творческие идеи и одновременно позаботиться об окружающем мире.
Наталия Щербакова
педагог-организатор,
ГБОУ школа 1694, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Оборудование для детских площадок
- Путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»
- Найди котёнка
- Готовим за пределами дома
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии