"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Семья и вместе с нею Я!
В наше время проблематика патриотизма приобретает всё большую актуальность, так как мы живём в веке коммуникационно-информационных технологий, где большинство детей уделяют значительную часть своего времени Интернету, компьютерным играм, телевизору. Всё это способствует моральной и нравственной ограниченности личности. Дети не откликаются на просьбы родителей заняться чем-то полезным, а отдают предпочтение современным гаджетам. У сегодняшних дошкольников практически не развито представление о родной стране, Отчизне, малой родине, собственном городе. И это, пожалуй, является настоящей проблемой.
С самого начала своей педагогической деятельности я поняла, что ведущие роли в древе социального воспитания детей играют две ветви – это семья и детский сад. Поэтому с родителями мы стали союзниками и начали работать по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников вместе. Перед родителями и дошкольным учреждением стояла важнейшая задача – помочь, заинтересовать и научить ребёнка воспринимать историю, традиции, обычаи и истинные ценности своей Родины.
Первый наш совместный проект «Поклонимся великим тем годам» предполагал привлечение детей и родителей к подготовке и празднованию 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне – и был направлен на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам истории. С детьми была проведена большая предварительная работа. Накануне празднования Великой даты была организована целевая экскурсия к памятникам погибшим героям с возложением цветов. В нашей группе был зажжён символический Вечный огонь, как символ вечной памяти о героизме советских воинов. Также был проведён ежегодный музыкальный лекторий «Песни военных лет», вместе с ребятами создали панно «Никто не забыт и ничто не забыто», белые журавли – это символ вечной памяти погибшим солдатам. Не забыли про бабушек и дедушек, для них мы изготовили памятные подарки и открытки. Была проведена серия тематических занятий «Уроки мужества». И заключительным этапом стал праздник «Пришла весна – весна Победы» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Свои впечатления о празднике дети отразили в рисунках на асфальте «Салют, Победа!». Родители в свою очередь оформили листки памяти об участнике войны в своей семье под девизом «Помнить, чтобы жизнь продолжалась». Ведь почти в каждой семье есть хотя бы один человек, который участвовал в Великой Отечественной войне. У нас даже есть семьи, которые приняли участие в общественном движении «Бессмертный полк».
22 июня отмечается «День памяти и скорби», и родители нашей группы вместе с детьми примут участие в акции «Символ памяти» в честь тех, кто подарил нам жизнь, но кого уже нет с нами.
Второй этап моей работы празднование 1 июня – это День защиты детей. Вместе с ребятами мы подготовили пластилиновую картину «Наш яркий и удивительный мир» в технике пластилинографии. Дети проявили интерес и творчество, картина у нас действительно получилась яркой и красочной.
А уже дома родители вместе с детьми изготавливали макеты под названием «Моё второе Я». Это силуэтное изображение ребёнка в полный рост на листе плотного картона. Родители обводили принятую ребёнком позу, присущую именно ему, и затем создавали коллаж. Мне кажется, что творить вместе с ребёнком – это всегда чувственно и увлекательно. Каждый старался сделать свой экспонат похожим на образ своего ребёнка. Всем было очень весело полюбоваться такими прекрасными двойниками.
Это, конечно же, нам взрослым ещё раз напомнило, что мы в ответе за своих детей и что мы должны сделать всё, чтобы они жили в мире, в любви и согласии независимо от внешности, темперамента, культуры.
Третьим этапом нашей совместной деятельности будет праздник «День флага России», который отмечается 22 августа.
Я считаю, что тема по ознакомлению детей с главными государственными символами очень актуальна. Именно в детском возрасте формируется любовь к родным местам, гордость за свой народ, уважение к защитникам Отчизны, уважение к государственному гимну, флагу, гербу – то есть то чувство, которое мы называем патриотизмом. С ребятами мы проводим беседы: «Наша страна – Россия», «Флаг России», «Герб нашей страны», «Государственный гимн страны», «Президент Российской Федерации». Рассказываю детям о символическом и эстетическом значении белого, синего и красного цветов. Объясняю, что золотой двуглавый орёл – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках. Все эти познания мы закрепляем в продуктивной деятельности: лепим и конструем флаг страны, слушаем гимн России, раскрашиваем герб.
Чтобы сформировать у детей нравственное отношение и чувство сопричастности к своим сверстникам, предложила создать «Герб нашей группы». Ребята с радостью откликнулись на моё предложение. В знак согласия с основными принципами все дети оставили оттиск своих пальчиков.
В рамках этой темы было дано домашнее задание родителям – сделать «Герб своей семьи». Родители ответственно отнеслись к домашнему заданию, вместе с ребёнком создали образ своей семьи, где оценивали свои качества, свои достижения, родственные черты. Это задание подчеркнуло индивидуальность каждой семьи. Дети принимали активное участие в презентации своего творчества. Все работы пронизаны любовью и счастьем. Не перестаю удивляться, какие же у нас талантливые родители и дети, их только нужно заинтересовать (замотивировать).
В каждой стране по всему миру отмечается столь трогательный праздник «День Матери», который по доброй традиции станет следующим этапом нашей работы:
«Мама – первое слово и главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила, мир подарила и мне, и тебе…».
В России этот праздник отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября. Со своими воспитанниками провожу такие беседы: «Какое слово на всех языках мира звучит одинаково нежно?», «Кто оберегает нас всю жизнь и учит доброте и чуткости?». Ответ один, всё это – мама, самый дорогой и близкий человек на Земле. Рисуем мамин портрет. В преддверии Дня матери сообщаю, что у каждого есть шанс написать маме открытое письмо о том, как она дорога для него. Желание проявляют почти все дети и относятся к этому очень ответственно. Вот только несколько прошлых высказываний:
– «Когда снится сказка, моя мама в ней добрая волшебница, и она всегда спасает кого-то. Потому что у моей мамы руки тёплые и добрые, она меня всегда ими убаюкивает...».
– «Моя мама умеет читать мысли, она всегда всё знает обо мне, даже когда я очень хочу что-то сделать тайной…».
«Я вырасту и сделаю так, чтобы мама не болела и всегда жила на этой Земле...».
В продолжение темы о маме и с целью приобщения к истокам культуры нашей страны, знакомлю детей с народными традициями и культурными особенностями людей на Руси. Но одной из таких традиций с давних времён является изготовление оберегов. Люди верили и верят в силу оберега. Ведь признайтесь, что у каждого есть капелька суеверия: обязательно постучим по дереву или сплюнем через левое плечо, а вернувшись домой за забытой вещью, обязательно посмотрим в зеркало. Видимо, срабатывают многовековые привычки, передающиеся из поколения в поколение. На Руси такими оберегами считались тряпичные куколки. И мы с ребятами делаем куклы-закрутки – хранительницы дома, как и мама.
Ведь все мы хотим, чтобы в доме было благополучие, в семье – счастье, в работе сопутствовала удача, а у детей наших было здоровье. При обсуждении данной темы родители уже сами предлагают изготовить семейные обереги. За круглым столом они рассказывают, как им помогает этот оберег, какие традиции существуют в их семье.
Следующей ступенью нашего совместного труда мы отмечаем праздник 23 февраля. Я глубоко убеждена – всё, что закладывается в человеке с детства, остаётся с ним на всю жизнь. Поэтому я стараюсь воспитывать своих дошколят так, чтобы они любили свою Родину и выросли настоящими сыновьями и дочерями своего Отечества.
Проводила с детьми беседы: «Защитники Земли Русской», «Какие бывают рода войск», «Какие они, солдаты?», рассматривали иллюстрации и фотографии, читали художественную литературу, прослушивали музыкальные произведения. Мне хотелось донести до детей, что не только мальчики должны вырасти и стать достойными защитниками Отечества, но и девочки. Затем все полученные знания воплотились в игре-викторине «Юные Защитники Отечества», в коллективной работе «Аты-баты, мы солдаты». Ребята приклеили свои фото там, где хотели бы видеть себя.
В этом году с гордостью могу отметить, что удалось привлечь практически всех пап для участия в познавательно-спортивной игре «Зарница». Папы признались, что сами получили массу удовольствия от участия в таком мероприятии. А уж как дети были рады, что их папы уделили им своё драгоценное время.
Следующим нашим этапом был праздник 15 мая – Международный День Семьи! Нет сомнений, что семья – это самое важное для взрослого и для малыша вдвойне. Семья – это близкие и родные люди, те, кому желаем добра и здоровья, кого мы любим, о ком заботимся. Семья – это счастье и любовь. И каждой семье нашей группы предстоит создать свой художественный объект – птицу семейного счастья. Ведь у каждого из нас своё счастье.
Вместе с детьми мы создали в группе облик птицы семейного счастья в технике модульного оригами. Ребята с удовольствием складывали треугольники, проявляя при этом терпение и старание. Ребятам хотелось поскорее увидеть птицу, какая же она у нас получится.
Предложила и родителям внести частичку своего видения семейного счастья. Родители вместе с детьми дома сделали разнообразных птиц счастья. Вот такие получились у них птицы: разные, яркие, каждый старался внести тепло и добро в своё творчество. Понимание семейного счастья многогранно:
Семья – эго счастье, любовь и удача,
Семья – это праздник, семейные даты,
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Ведь счастливо жить одному невозможно!
И последним этапом нашей круглогодичной деятельности был праздник «Светлой Пасхи». В работе по повышению духовно-нравственной культуры детей провожу беседы, обыгрывание ситуаций о милосердии, справедливости, добре.
В преддверии светлого дня Пасхи мы с ребятами сконструируем из бумаги курицу с цыплятами. Согласно восточно-славянской традиции, цыплёнок, как и пасхальное яйцо, является символом возрождения и непрерывности жизни. Поэтому на Пасху курицу и цыплят часто изображают на открытках и календарях, они являются элементами украшения дома и детских игрушек.
Родители в свою очередь охотно принимают участие в конкурсе «Пасхальный калейдоскоп». Вместе с детьми придумывают и выполняют творческие задания. Все работы получаются яркие, красивые. Русские люди связывают Пасху с расцветом добрых чувств, с надеждой на счастье.
Вот пока и всё, чем я могу поделиться с вами. Хочу продолжить работу семейной гостиной. Ведь, чтобы из маленького ребёнка вырастить полноценного человека, необходимо, чтобы педагоги и родители делились с детьми своей добротой, опытом и знаниями.
Светлана Осипова, воспитатель,
Детский сад № 100 ОАО «РЖД»,
г. Воронеж, Воронежская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии