"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Мысль бежит, слово догоняет
Методические рекомендации к игре Татьяны Барчан
Мысль часто обгоняет слово… Чтобы слово могло догнать мысль, нужно научиться подбирать самые точные и уместные способы её выражения.
Слова многозначны – это обычно знают и маленькие дети, только выразить это знание с помощью терминов «многозначность» они ещё не могут, да это и не нужно. Главное, ребёнок знает, что «ручей бежит», «время идёт или летит», «морозы или жара стоят». Он знает, что «месяц» может быть в небе, а может – на календаре. Дети отгадывают загадки на эту тему, смеются, придумывая, как идут часы или дожди: «Ножками, да?» Параллельно они учатся подбирать подходящие друг другу слова и обнаруживают, что не все слова сочетаются.
Как здорово, что современные производители учебно-игровых пособий уделяют внимание этой теме. Так, например, ЦОТР «Ребус» разработал игровое пособие «Мысль бежит, слово догоняет», которое познакомит детей с новыми словами, раскроет многогранность и выразительность нашего языка. Оно способствует развитию словарного запаса, логического мышления, речи. В ходе игры дети научатся быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль.
Игровое пособие включает в себя 48 глаголов (жёлтые треугольники) и 48 имён существительных (синие треугольники). Все слова входят в активный словарный запас младших школьников, ряд существительных относится к списку словарных слов, что даёт возможность ещё раз повторить и отработать их написание (ракета, пассажир, урожай и другие). Существительные в игре даны в именительном падеже, единственном числе, глаголы – в 3-м лице единственного числа. Причём у глаголов цветом выделена гласная в окончании, синим – у глаголов 1-го спряжения, зелёным – у глаголов 2-го спряжения.
В связке глагол и существительное образуют разнообразные словосочетания, которые порой имеют совершенно разные смысловые оттенки. В игре «Мысль бежит, слово догоняет» задача участников – подбирать подходящие друг другу существительные и глаголы, причём не автоматически сополагать их по принципу «кто? (что?) – что делает?». Надо обосновывать ответы, отстаивать своё право положить карточку со словом. Для этого нужно понимать, в каких значениях, в том числе переносных, могут употребляться те или иные слова. Развитие такого рода «гибкости мышления» и развитие речевой и коммуникативной компетентности участников – основные цели данной игры.
Оптимальное число участников игры – 6-8 человек, но отдельные варианты правил позволяют привлечь большее количество игроков. Игра может быть использована в трёх вариантах: «Змейка», «Пасьянс» и «Парочки».
В идеале игра заканчивается, когда использованы все карточки, но возможна ситуация, когда карточки на руках ещё остались, а на свободное место в «змейке» ни одна из них не подходит. Если ведущий считает, что целесообразно определить победителя, то сделать это можно, посчитав, сколько карточек осталось у каждого игрока: выигрывает тот, у кого их меньше всех.
Основная задача игроков во всех вариантах игры – подбирать подходящие друг к другу по смыслу глаголы и существительные и обосновывать правильность ответа. Таким образом происходит повышение коммуникативной компетентности учащихся, обогащается и активизируется их словарный запас, развивается умение быстро и точно находить нужное в данном контексте слово.
Ведущему важно следить за точностью словоупотребления и обоснованностью аргументации. Например, можно ли положить рядом с именем существительным «колокол» глагол «бить»? Можно ли сказать «улыбка красит»? Звучит странно, но если добавить одно слово: «улыбка красит человека», смысл становится ясен. Каждый раз участникам нужно будет договариваться, убеждать друг друга, а ведущему – разрешать их споры, помогая составлять контексты, проясняющие значения слов.
Игра подходит не только для работы с учащимися разного возраста, но также будет интересна взрослым, находящим удовольствие в общении с детьми и игре в слова. Данное пособие имеет широкое использование: это хороший материал для закрепления и повторения пройденной темы на уроках русского языка, идеальный вариант для подготовки или проведения олимпиад, станет отличным дополнением на открытых уроках, факультативах и дополнительных занятиях. Кроме того, игра подойдёт для семейного досуга.
Мысль часто обгоняет слово… Чтобы слово могло догнать мысль, нужно научиться подбирать самые точные и уместные способы её выражения.
Слова многозначны – это обычно знают и маленькие дети, только выразить это знание с помощью терминов «многозначность» они ещё не могут, да это и не нужно. Главное, ребёнок знает, что «ручей бежит», «время идёт или летит», «морозы или жара стоят». Он знает, что «месяц» может быть в небе, а может – на календаре. Дети отгадывают загадки на эту тему, смеются, придумывая, как идут часы или дожди: «Ножками, да?» Параллельно они учатся подбирать подходящие друг другу слова и обнаруживают, что не все слова сочетаются.
Как здорово, что современные производители учебно-игровых пособий уделяют внимание этой теме. Так, например, ЦОТР «Ребус» разработал игровое пособие «Мысль бежит, слово догоняет», которое познакомит детей с новыми словами, раскроет многогранность и выразительность нашего языка. Оно способствует развитию словарного запаса, логического мышления, речи. В ходе игры дети научатся быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль.
Игровое пособие включает в себя 48 глаголов (жёлтые треугольники) и 48 имён существительных (синие треугольники). Все слова входят в активный словарный запас младших школьников, ряд существительных относится к списку словарных слов, что даёт возможность ещё раз повторить и отработать их написание (ракета, пассажир, урожай и другие). Существительные в игре даны в именительном падеже, единственном числе, глаголы – в 3-м лице единственного числа. Причём у глаголов цветом выделена гласная в окончании, синим – у глаголов 1-го спряжения, зелёным – у глаголов 2-го спряжения.
В связке глагол и существительное образуют разнообразные словосочетания, которые порой имеют совершенно разные смысловые оттенки. В игре «Мысль бежит, слово догоняет» задача участников – подбирать подходящие друг другу существительные и глаголы, причём не автоматически сополагать их по принципу «кто? (что?) – что делает?». Надо обосновывать ответы, отстаивать своё право положить карточку со словом. Для этого нужно понимать, в каких значениях, в том числе переносных, могут употребляться те или иные слова. Развитие такого рода «гибкости мышления» и развитие речевой и коммуникативной компетентности участников – основные цели данной игры.
Оптимальное число участников игры – 6-8 человек, но отдельные варианты правил позволяют привлечь большее количество игроков. Игра может быть использована в трёх вариантах: «Змейка», «Пасьянс» и «Парочки».
Вариант игры «Змейка»
В данном варианте играют две из трёх сторон каждого треугольника, третья сторона остаётся свободной. Игрокам поровну раздаются карточки с существительными и глаголами. Задача – выстроить из них цепочку. Первый игрок кладёт на стол карточку с глаголом, второй присоединяет к ней (к любой из сторон) существительное из своего набора, следующий подбирает к этому существительному глагол и так далее. Тот, у кого нет подходящей карточки, пропускает ход.В идеале игра заканчивается, когда использованы все карточки, но возможна ситуация, когда карточки на руках ещё остались, а на свободное место в «змейке» ни одна из них не подходит. Если ведущий считает, что целесообразно определить победителя, то сделать это можно, посчитав, сколько карточек осталось у каждого игрока: выигрывает тот, у кого их меньше всех.
Вариант игры «Пасьянс»
Во втором варианте задействованы все три стороны карточек. Играющим нужно внимательно следить за тем, чтобы на всех стыках образовывались допустимые сочетания слов. Перед началом игры всем раздаются по 6 карточек жёлтого и синего цветов. Остальные карточки образуют два «базара» – по цветам, текстом вниз. Ведущий открывает одну из карточек с глаголом из «базара». Первый игрок находит у себя существительное, сочетающееся с этим глаголом, и кладёт синюю карточку к любой из сторон жёлтого треугольника. Следующий игрок уже волен выбрать, какую часть речи использовать, и какое слово из выложенных на стол, выбрать. Он присоединяет свою карточку к любой свободной стороне выбранного слова. Это действие повторяется все последующие ходы. Если игрок не нашёл у себя подходящего слова, он берёт карточку из любого «базара», пока не найдёт подходящую. Игра завершается, когда использованы все карточки.Третий вариант «Парочки»
В третьем варианте карточки перед началом игры раскладываются на две группы, существительных и глаголов, словами вниз. Участники игры по очереди берут по одной карточке из каждой группы. Если при этом сложилось допустимое сочетание слов, то игрок забирает пару себе и получает за неё очко. Если слова не сочетаются друг с другом, пару откладывают в сторону. Как и во всех остальных вариантах игры, тут предполагается обоснованная аргументация и активное обсуждение ответов. Победителя можно определить по количеству набранных очков.Основная задача игроков во всех вариантах игры – подбирать подходящие друг к другу по смыслу глаголы и существительные и обосновывать правильность ответа. Таким образом происходит повышение коммуникативной компетентности учащихся, обогащается и активизируется их словарный запас, развивается умение быстро и точно находить нужное в данном контексте слово.
Ведущему важно следить за точностью словоупотребления и обоснованностью аргументации. Например, можно ли положить рядом с именем существительным «колокол» глагол «бить»? Можно ли сказать «улыбка красит»? Звучит странно, но если добавить одно слово: «улыбка красит человека», смысл становится ясен. Каждый раз участникам нужно будет договариваться, убеждать друг друга, а ведущему – разрешать их споры, помогая составлять контексты, проясняющие значения слов.
Игра подходит не только для работы с учащимися разного возраста, но также будет интересна взрослым, находящим удовольствие в общении с детьми и игре в слова. Данное пособие имеет широкое использование: это хороший материал для закрепления и повторения пройденной темы на уроках русского языка, идеальный вариант для подготовки или проведения олимпиад, станет отличным дополнением на открытых уроках, факультативах и дополнительных занятиях. Кроме того, игра подойдёт для семейного досуга.
Дарья Маркова,
кандидат филологических наук
Рекомендуем почитать
- Современные игровые технологии в работе с детьми
- Умей дружить
- Путешествие в страну взаимопонимания
- Новинки игрушек по мотивам мультсериалов
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку