"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Типы игр с блоками Дьенеша
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой.
В коробке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с методикой использования блоков можно с помощью книг: «Давайте поиграем» (под редакцией А.А.Столяра. – М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой – СПб, 1996, 2000).
Поделюсь своим собственным опытом работы с детьми в качестве методиста – руководителя практики и домашнего педагога.
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
«Найди клад»
Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада.«Автотрасса»
Перед ребёнком лежит схематическая табличка – правило построения дорожки. Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учётом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем жёлтый и треугольный. Для поддержания интереса хорошо предлагать различные игровые и практические задачи: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом, перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.«Город геометрических фигур»
Строится «район» больших и «район» маленьких домиков. В каждом районе – улицы разного цвета. И сами блоки «домики» имеют разную форму. Даётся задание, например, найти прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице. Четырёхлетки с интересом гуляют по такому городу, выделяют, сразу три свойства фигур.
Марина Осьмакова, преподаватель
методики математического развития Тюменский педколледж №1
Рекомендуем почитать
- Игрушки, которых нет?!
- Музей «Моя Россия»
- Говорят, под новый год… или как подготовиться к чудесам!
- Такие летние игрушки!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии