"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Мыльные чудеса
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытной и экспериментальной деятельности с использованием технологии активных методов обучения.
Образовательные задачи: знакомить с историей появления мыла и процессом изготовления в настоящее время; обогащать знания о том, какие существуют способы приготовления раствора для мыльных пузырей.
Развивающие задачи: развивать умение самостоятельно формулировать выводы, умение сравнивать с предполагаемыми результатами.
Воспитательные задачи: воспитывать уверенность в собственных силах и интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: посещение шоу «Мыльные пузыри»; организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Стирка»; решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было мыла?»; изготовление палочек и колец для пускания мыльных пузырей.
Материалы и оборудование: мыло разных видов и форм, ткань, ножницы, трафареты, ёмкости с холодной и горячей водой, зеркало, ложки, гуашь, жидкое мыло, трубочки, альбомные листы, глицерин, сахар, мука, палочки и круги для пускания мыльных пузырей, смайлики, парик клоуна, костюмы продавца-консультанта и историковеда, браслеты-ленточки, магнитофон, мультимедийный экран, проектор.
Ход занятия
(Педагог пускает мыльные пузыри и предлагает детям поймать их, дети вовлекаются в игровой процесс. Один из детей исполняет роль историковеда.)Педагог: Ребята, сегодня я пригласила к нам историковеда.
Историковед: Здравствуйте! Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Во времена древнего человека красивыми считались жирные волосы, поэтому люди обильно смазывали их жиром. В дни скорби и горя принято было посыпать голову пеплом. От такого соединения жира с пеплом на голове образовывалась корочка. Во время дождя эта корочка легко смывалась, и волосы становились чистыми и блестящими. Так человек понял: если пепел соединить с жиром, получится мыло.
Педагог: Ребята, я предлагаю отправиться на экскурсию в Мыльную страну. А на чём мы сможем с вами туда отправиться? (Дети выбирают транспорт: автобус, троллейбус, автомобиль.) Чтобы мы не потерялись, предлагаю надеть браслеты-ленточки.
Педагог: А кем буду я во время нашей экскурсии? (Дети предлагают педагогу роль экскурсовода. Музыкально-подвижная игра «Мы едем, едем, едем…».)
Педагог: Вот мы и приехали, наша первая остановка. Давайте посмотрим на вывеску и определим, что здесь находится?
Дети: Это магазин, в котором продают мыло. (У дверей магазина детей встречает ребёнок, играющий роль продавца-консультанта.)
Продавец: Здравствуйте! Посмотрите, какое мыло есть в нашем магазине: твёрдое и жидкое, разной формы. А ещё мыла с разными ароматами: земляники, лимона, хвои. Существуют такие виды мыла: косметическое, хозяйственное, детское, банное. (Детям дается возможность потрогать разные виды мыла, понюхать, рассмотреть.) А сейчас я предлагаю вам посмотреть, как изготавливают мыло. (Просмотр на экране видеоролика «Процесс изготовления мыла».)
Педагог: Давайте поблагодарим продавца-консультанта и продолжим нашу экскурсию. Вот мы и приехали, посмотрите на вывеску и назовите нашу следующую остановку.
Дети: Здесь находится «Ателье».
Педагог: Ребята, а для чего нужно ателье?
Дети: В ателье работает швея. Она занимается пошивом и ремонтом одежды.
Педагог: А как швея может использовать мыло в своей работе?
Дети: Швея использует мыло для рисования на ткани, после стирки мыло растворится в воде и не оставит следов на ткани.
Педагог: А вы хотите поработать в ателье? Тогда я предлагаю вам объединиться в команды по цвету браслетов на вашей руке. Выберите ткань будущего костюма, который вам предстоит изготовить. Для этого вам нужно взять трафареты, приложить их к ткани и обвести кусочком мыла, затем вырезать и из полученных деталей составить костюм. (Дети выполняют задание в подгруппах.) Побывали в ателье, продолжаем поездку.
Педагог: Название следующей остановки нам подскажет вывеска на входе. (Это прачечная.) Ой, у меня по дороге испачкался носовой платок, ребята, что же мне делать? (Постирать его в прачечной.) А как я это сделаю, если в нашей прачечной нет стиральной машины и порошка?
Дети: Можно постирать носовой платок в мыльной воде.
Педагог: А вода должна быть горячая или холодная тоже подойдёт? (Варианты ответов детей.)
Педагог: Давайте проверим. Перед вами на столе два стакана с водой. Как вы думаете, мыло быстрее растворится в холодной или горячей воде? (Варианты ответов детей). Давайте мы попробуем растворить мыло в холодной воде. (Дети берут кусочки мыла, опускают в стакан с холодной водой и размешивают.) Что произошло с мылом в холодной воде?
Дети: Мыло плохо растворяется в холодной воде, и мыльной пены мало. (Проводят аналогичный опыт с горячей водой.) Мыло быстро растворилось в горячей воде, и появилась пена.
Педагог: А для чего нам нужно мыло?
Дети: Мыло нам нужно для того, чтобы смыть грязь с рук, с предметов, постирать белье, помыть посуду.
Педагог: Сейчас мы с вами посмотрим познавательный мультфильм «Почему мыло отмывает». (На экране мультфильм «Почему мыло отмывает» из серии «Семья почемучек».)
Педагог: Ребята, как вы считаете, почему мыло отмывает грязь?
Дети: Мыло растворяет частички грязи, и поэтому грязь смывается водой.
Педагог: Отлично. Мы отстирали платок. Пора ехать дальше. (Музыкально-подвижная разминка.) А мы с вами подъезжаем к следующей остановке. Что же здесь находится?
Дети: Художественная студия.
Педагог: Как вы думаете, а как художник может использовать мыло в своей работе.
Дети: Художник может рисовать мылом картины.
Педагог: А ещё можно рисовать мыльной пеной. Хотите попробовать? Для этого снова разделитесь на команды по цвету браслетов. Сначала нужно сделать пышную цветную пену с помощью жидкого мыла, горячей воды и трубочек, а затем приложить к ней лист бумаги. (Каждая команда создаёт свою неповторимую картину.)
Педагог: Смотрите, мы подъехали к остановке...
Дети: Цирк.
Педагог: Посмотрите, нас встречает весёлый клоун! (Ребёнок в костюме клоуна.)
Клоун: Как я рад вас видеть! Я научу вас изготавливать раствор для мыльных пузырей. Если в жидкое мыло добавить глицерин, то мыльные пузыри становятся эластичными и долго не лопаются. (Дети проводят самостоятельно эксперимент и пускают мыльные пузыри.)
Педагог: Наша экскурсия подошла к концу. Ребята, давайте выложим с помощью эмблем маршрут нашей экскурсии. (Дети выполняют задание.) А теперь с помощью смайликов отметьте остановку, которая вам понравилась больше всего. А вечером я вас приглашаю на мастер-класс по самостоятельному изготовлению мыла.
Ольга Скачкова, педагог-психолог, Наталья Рожкова, воспитатель
МБДОУ Д/с «Белочка» п.г.т. Федоровский Ханты-Мансийский АО - Югра
Рекомендуем почитать
- Комментарии