"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Открытое дошкольное учреждение
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребёнка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО и для эффективной реализации основной образовательной программы очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнёрства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения ещё не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. До настоящего времени это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было отработано чёткой слаженной системы.
Социальное партнёрство в образовании – это совместная коллективная распределённая деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребёнка этот процесс затруднён. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьёй, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнёрства для эффективной реализации основной образовательной программы ДОО, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо чётко осознавать миссию и ценности конкретного ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнёров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнёрами; предвидеть возможные результаты партнёрства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг.
Модель сетевого взаимодействия
В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает участие в различного рода выставках, конкурсах, вернисажах, мастер-классах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса. Так же проводятся дни открытых дверей, экскурсии, спектакли, беседы, литературные встречи. Сотрудничество с социальными объектами позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области. Система сетевого взаимодействия имеет возможность использования помещений школы, дошкольных учреждений, учреждений культуры для организации дополнительного образования детей, поддержки развития детской одарённости, обеспечение фактического расширения социума, в который включены дети дошкольного возраста.В Захаровской средней школе организовано волонтёрское движение с целью оказания различной помощи, в том числе и ДОО. Например, была проведена акция по сбору детской литературы и материалов для рисования. Школьники подарили всё это малышам, тем самым обогатили предметно-развивающую среду ДОО.
Нормативное обеспечение сетевого взаимодействия регулируется такими документами как:
- Федеральным законом об образовании.
- Конвенцией о правах ребёнка.
- Родительским договором ДОО.
- Договором с Захаровской ЦРБ и другими партнёрами.
Надежда Захарова, старший воспитатель
МДОУ Захаровский детский сад №1, с. Захарово
Рекомендуем почитать
- Реши примеры
- Зимние забавы. Квест на прогулке
- Экран для копирования «Зазеркалье»
- Как предотвратить конфликты в коллективе компании?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии