"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Опыты и эксперименты для детей с ЗПР
Организация опытов и экспериментов в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР подготовительной к школе группы
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследования доказывают, сколь важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса познавательную активность ребёнка. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций.
Исходя из результатов педагогической оценки, совместно с дефектологом, логопедом и воспитателем были сформированы цели и задачи коррекционной работы нашей группы.
Цели:
На наших встречах в «Лаборатории чудес» главной деятельностью являлись опыты. В организации и проведении опытов выделялось несколько этапов: постановка проблемы (задачи); поиск путей решения, проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулировка выводов.
Дети с задержкой психического развития не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение всегда должно требовать анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребёнок, что очень важно.
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, водой, магнитом. Например, лепили фигурки из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода вокруг нас» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети всё проделывают сами.
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей – серьёзного Знайки, любопытной Капельки. Также использовались стихи, загадки, игры, музыкальное сопровождение, мультимедиа средства. На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством педагога моделировали проблемные ситуации. Впоследствии дети учились самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.
Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень психического развития старших дошкольников с задержкой, проявление устойчивого интереса к познанию окружающего мира, приобретению знаний.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследования доказывают, сколь важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса познавательную активность ребёнка. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций.
Исходя из результатов педагогической оценки, совместно с дефектологом, логопедом и воспитателем были сформированы цели и задачи коррекционной работы нашей группы.
Цели:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения средствами физического эксперимента;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
- знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость, переход воды в различные состояния, воздух, почва);
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- знакомить с правилами техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
На наших встречах в «Лаборатории чудес» главной деятельностью являлись опыты. В организации и проведении опытов выделялось несколько этапов: постановка проблемы (задачи); поиск путей решения, проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулировка выводов.
Дети с задержкой психического развития не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение всегда должно требовать анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребёнок, что очень важно.
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, водой, магнитом. Например, лепили фигурки из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода вокруг нас» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети всё проделывают сами.
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей – серьёзного Знайки, любопытной Капельки. Также использовались стихи, загадки, игры, музыкальное сопровождение, мультимедиа средства. На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством педагога моделировали проблемные ситуации. Впоследствии дети учились самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.
Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень психического развития старших дошкольников с задержкой, проявление устойчивого интереса к познанию окружающего мира, приобретению знаний.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях.
Елена Журавлева, воспитатель МБДОУ ДСКВ №70, г. Братск
Рекомендуем почитать
- Игры-рисовалки с логопедом
- Барби и Кен – эталоны красоты
- Бизнес. Нейросети. 5 стадий принятия
- Шеф-повар
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку