"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
«Платоновы тела. И игры»
Методика применения сложного, на первый взгляд, пособия в условиях образовательных учреждений
Ваши дети дошкольники? Учатся в первом, втором классе? Значит, любят работать руками, считать. Перед ними коробка с деталями треугольной, квадратной и пятиугольной формы. Нужно их рассмотреть, перещупать, пересчитать. Сцепим фигурки в группы по 10 штук. Много времени это не займёт.
Пересчитаем десятки: 10, 20, 30… …140 штук. Выясним, сколько в нашем распоряжении треугольников (10 десятков да ещё 4 штуки – 104), квадратов (12), пятиугольников (24).
На треугольниках изображены красные и чёрные шестиугольники. В них числа от 1 до 20. На квадратах – восьмиугольники с числами от 1 до 6. На пятиугольниках – красные и чёрные десятиугольники с числами от 1 до 12.
Количество углов в многоугольниках также пересчитываем вместе с детьми. Обратим внимание: на чёрных фонах – «чё» – чётные числа, на нечёрных (красных) – «нечё» – нечётные.
Не так уж и трудно детям на месте ста четырёх треугольников представить деньги. Вот рубль, два, пять, двадцать. Какова их сумма? Сосчитаем без ошибок и довольно быстро, если треугольные «купюры» сцепим в группы по 20 рублей, двадцатки в сотни: 932 рубля. Несомненное преимущество наших «купюр» перед любыми другими в том, что они легко сцепляются в группы по 20, 50, 100 рублей. Легче пересчитывать. Значит, можно играть в магазин.
В группе или классе желательно иметь несколько пособий (из расчёта один экземпляр на пятерых-шестерых). В таком случае количество «денег» в обороте можно увеличить до 1000-1500 рублей и более, добавляя «купюры» из других наборов.
Привыкнув соединять и разъединять детали, приступим, наконец, к сборке платоновых тел. Перед защёлкиванием последней грани отсчитайте вместе с детьми и вложите, соответственно числу граней, в тетраэдры по 4 фасолины, в кубы по 6, в октаэдры по 8, в додекаэдры по 12, в икосаэдры по 20 фасолин. Для чего фасоль? Во-первых, 12 погремушек получилось: самим погреметь, младших порадовать. Во-вторых, обратили более пристальное внимание на количество граней в многогранниках.
Обычные игральные кости – пара кубиков с точками на гранях. На наших многогранниках вместо точек – цифры. Сумма чисел на противоположных гранях октаэдра равна 9, додекаэдра – 13, икосаэдра – 21. Чтобы обратить внимание детей на эту особенность игральных костей, проделаем такие упражнения:
Ваши дети дошкольники? Учатся в первом, втором классе? Значит, любят работать руками, считать. Перед ними коробка с деталями треугольной, квадратной и пятиугольной формы. Нужно их рассмотреть, перещупать, пересчитать. Сцепим фигурки в группы по 10 штук. Много времени это не займёт.
Пересчитаем десятки: 10, 20, 30… …140 штук. Выясним, сколько в нашем распоряжении треугольников (10 десятков да ещё 4 штуки – 104), квадратов (12), пятиугольников (24).
На треугольниках изображены красные и чёрные шестиугольники. В них числа от 1 до 20. На квадратах – восьмиугольники с числами от 1 до 6. На пятиугольниках – красные и чёрные десятиугольники с числами от 1 до 12.
Количество углов в многоугольниках также пересчитываем вместе с детьми. Обратим внимание: на чёрных фонах – «чё» – чётные числа, на нечёрных (красных) – «нечё» – нечётные.
Не так уж и трудно детям на месте ста четырёх треугольников представить деньги. Вот рубль, два, пять, двадцать. Какова их сумма? Сосчитаем без ошибок и довольно быстро, если треугольные «купюры» сцепим в группы по 20 рублей, двадцатки в сотни: 932 рубля. Несомненное преимущество наших «купюр» перед любыми другими в том, что они легко сцепляются в группы по 20, 50, 100 рублей. Легче пересчитывать. Значит, можно играть в магазин.
В группе или классе желательно иметь несколько пособий (из расчёта один экземпляр на пятерых-шестерых). В таком случае количество «денег» в обороте можно увеличить до 1000-1500 рублей и более, добавляя «купюры» из других наборов.
Привыкнув соединять и разъединять детали, приступим, наконец, к сборке платоновых тел. Перед защёлкиванием последней грани отсчитайте вместе с детьми и вложите, соответственно числу граней, в тетраэдры по 4 фасолины, в кубы по 6, в октаэдры по 8, в додекаэдры по 12, в икосаэдры по 20 фасолин. Для чего фасоль? Во-первых, 12 погремушек получилось: самим погреметь, младших порадовать. Во-вторых, обратили более пристальное внимание на количество граней в многогранниках.
Обычные игральные кости – пара кубиков с точками на гранях. На наших многогранниках вместо точек – цифры. Сумма чисел на противоположных гранях октаэдра равна 9, додекаэдра – 13, икосаэдра – 21. Чтобы обратить внимание детей на эту особенность игральных костей, проделаем такие упражнения:
- Поворачивая куб в руках и заглядывая на его противоположные грани, говорим: 7 это: 1+6, 2+5, 3+4, 4+3, 5+2, 6+1.
- Октаэдр 9 это: 1+8, 2+7, 3+6, 4+5, 5+4, 6+3, 7+2, 8+1.
- Додекаэдр 13 это: 1+12, 2+11, 3+10, 4+9, 5+8, 6+7, 7+6, 8+5, 9+4, 10+3, 11+2, 12+1.
- Икосаэдр 21 это: 1+20, 2+19, 3+18, 4+17, 5+16, 6+15, 7+14, 8+13, 9+12, 10+11, 11+10, 12+9, 13+8, 14+7, 15+ 6, 16+5, 17+4, 18+3, 19+2, 20+1.
Николай Зайцев, разработчик, педагог
Рекомендуем почитать
- Коломийченко Людмила Владимировна
- Игры, которые мы придумали сами
- Царство головоломок и лабиринтов
- Такая поэтичная профессия – воспитатель
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку