"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Берёза – символ России
Конспект занимательной досуговой деятельности в подготовительной к школе группе
Цель: формирование патриотических чувств, любви к природе родного края.
Задачи:
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами услышали песню о Родине. У всех у нас Родина одна и имя ей? (Россия.) А как вы думаете, ребята, у каждого ли жителя нашей планеты есть Родина? Для всех ли это Россия? (Предположения детей.) Родина – это место, где родился и вырос человек. И каждый человек, думая о своей Родине, вспоминает то, что особенно дорого его сердцу, то, с чем он рядом родился и вырос.
Педагог: Как вы думаете, ребята, что представляют жители Африки, когда произносят слово Родина? (Ответы детей.) А что представляют себе жители севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы детей.) А что представляем мы с вами, когда говорим о России? (Ответы детей.)
Педагог: Вы знаете, дети, что жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей, матрёшек, шапку-ушанку. Многие вспоминают её неповторимую природу, особенно русскую белоствольную берёзку. И каждый русский человек без колебаний скажет, что берёза является символом нашей Родины, символом России. И об этом нам расскажут Соня, Серёжа и Полина. (Дети читают стихотворения.)
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белоствольные берёзки –
Символ Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки.
В твоих просторах
дремлет тишина.
Берёзовая, русская Россия –
Ромашковая, добрая страна.
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берёз.
Рано утром встаёт она солнце встречать.
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь,
И, наверное, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.
Педагог: Да, ребята, берёза действительно является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Со времён глубокой старины вошла в нашу жизнь берёзка. Она растёт во всех уголках нашей необъятной страны. Её можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для роста растительности. Берёза растёт даже на карнизах старых каменных домов. Любит наш народ зелёную красавицу. Прислушайтесь, кажется, к нам кто-то идёт. (Под русскую народную музыку входит берёзка. Поёт песенку.)
Педагог: Посмотрите, ребята, какая берёза красивая. Вот за такую красоту русские люди и назвали берёзу – символом России. А чем же необычна кора берёзы? Берёзу, за её кору, называют белоствольной. Белую кору ещё называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, а на ней есть чёрные точечки, они называются чечевички. Через них берёза дышит. Ну а теперь давайте заведём вокруг берёзы хоровод. (Хоровод «Во поле берёзка стояла».)
Педагог: А знаете, ребята, испокон веков на Руси на праздник Троицы девушки и юноши завивали на берёзе ленточки. Давайте и мы с вами завяжем на берёзке свои ленточки по старому обычаю. (Дети присаживаются на стульчики, берёзку тоже приглашают погостить.)
Педагог: Знаете, ребята, что берёзка хороша в любое время года. И многие художники с большой любовью изображают красавицу берёзу, и поэты пишут о ней свои стихи. Давайте послушаем стихи о красоте белоствольной берёзы в разное время года. (Дети рассказывают стихи, на интерактивной доске демонстрируются слайды – берёза в разное время года.)
Педагог: Красивые стихи о берёзе. Но это дерево стало символом России не только за свою красоту. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства берёзы.
Как вы думаете, какую пользу приносит берёза людям? (Ответы детей. Педагог подводит итог беседе, показывая картинки, изделия из бересты, берёзовый веник, заваренный чай.)
Педагог: Чай из берёзовых почек, листьев очень полезен для здоровья и лечит многие болезни. Распаренный в бане веник из берёзовых веток изгоняет болезни, даёт силу и бодрость. В старину берёзовыми листьями красили яйца на праздник Пасхи. Весной, когда просыпаются деревья, у берёзы выделяется берёзовый сок, его пьют для укрепления иммунитета. Берёзовые дрова в деревне, где есть печки или камины, незаменимы. Они долго и жарко горят и выделяют приятный аромат. Из берёзовой коры, из бересты делают шкатулки, а раньше делали туески для сбора ягод и грибов.
Педагог: Но не всегда на Руси берёза считалась полезным и добрым деревом.
Некоторые люди думали, что берёза связана с нечистой силой. Как будто бы в её ветвях прячутся лешие и русалки. И тогда, чтобы задобрить всю лесную нечисть, девушки наряжались в свои лучшие наряды, пели и танцевали около берёз. И сейчас наши девочки покажут нам, как это было. (Танец с павло-посадскими платками. Далее под музыку появляется Незнайка. У него в руках три неправильно нарисованных рисунка.)
Незнайка: Здравствуйте! Чем это вы тут занимаетесь?
Дети: Мы разговариваем о том, почему берёза является символом России.
Незнайка: А, берёза? Да я про неё всё знаю. И даже рисовать её умею.
Педагог: Правда?
Незнайка: Да. Вот, посмотрите. Я берёзу нарисовал. (Показывает рисунки. 1-й рисунок – коричневый ствол. 2-й рисунок – листья красного цвета и очень мелко нарисована. 3-й рисунок – ветви нарисованы как у ёлки вниз. Дети объясняют Незнайке, что он нарисовал неправильно.)
Педагог: Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами научим тебя рисовать нашу русскую красавицу. (Дети вместе с педагогом и Незнайкой рисуют берёзы. Рассматривают рисунки, хвалят Незнайку за отличную работу. Берёзка благодарит всех за гостеприимство и вместе с Незнайкой уходит.)
Педагог: Вот и подошло наше занятие к концу. Видите, здесь лежат листочки берёзы разных цветов? Если вам понравилось занятие – возьмите зелёные листочки, если нет – жёлтые.
Цель: формирование патриотических чувств, любви к природе родного края.
Задачи:
- расширять знания детей о берёзе, как символе России;
- расширять знания о целебных свойствах;
- через стихи, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной берёзы;
- воспитывать интерес к народному творчеству через фольклор.
Ход деятельности
(Дети входят в зал под песню о Родине. Беседа о Родине.)Педагог: Ребята, сейчас мы с вами услышали песню о Родине. У всех у нас Родина одна и имя ей? (Россия.) А как вы думаете, ребята, у каждого ли жителя нашей планеты есть Родина? Для всех ли это Россия? (Предположения детей.) Родина – это место, где родился и вырос человек. И каждый человек, думая о своей Родине, вспоминает то, что особенно дорого его сердцу, то, с чем он рядом родился и вырос.
Педагог: Как вы думаете, ребята, что представляют жители Африки, когда произносят слово Родина? (Ответы детей.) А что представляют себе жители севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы детей.) А что представляем мы с вами, когда говорим о России? (Ответы детей.)
Педагог: Вы знаете, дети, что жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей, матрёшек, шапку-ушанку. Многие вспоминают её неповторимую природу, особенно русскую белоствольную берёзку. И каждый русский человек без колебаний скажет, что берёза является символом нашей Родины, символом России. И об этом нам расскажут Соня, Серёжа и Полина. (Дети читают стихотворения.)
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белоствольные берёзки –
Символ Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки.
В твоих просторах
дремлет тишина.
Берёзовая, русская Россия –
Ромашковая, добрая страна.
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берёз.
Рано утром встаёт она солнце встречать.
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь,
И, наверное, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.
Педагог: Да, ребята, берёза действительно является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Со времён глубокой старины вошла в нашу жизнь берёзка. Она растёт во всех уголках нашей необъятной страны. Её можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для роста растительности. Берёза растёт даже на карнизах старых каменных домов. Любит наш народ зелёную красавицу. Прислушайтесь, кажется, к нам кто-то идёт. (Под русскую народную музыку входит берёзка. Поёт песенку.)
Педагог: Посмотрите, ребята, какая берёза красивая. Вот за такую красоту русские люди и назвали берёзу – символом России. А чем же необычна кора берёзы? Берёзу, за её кору, называют белоствольной. Белую кору ещё называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, а на ней есть чёрные точечки, они называются чечевички. Через них берёза дышит. Ну а теперь давайте заведём вокруг берёзы хоровод. (Хоровод «Во поле берёзка стояла».)
Педагог: А знаете, ребята, испокон веков на Руси на праздник Троицы девушки и юноши завивали на берёзе ленточки. Давайте и мы с вами завяжем на берёзке свои ленточки по старому обычаю. (Дети присаживаются на стульчики, берёзку тоже приглашают погостить.)
Педагог: Знаете, ребята, что берёзка хороша в любое время года. И многие художники с большой любовью изображают красавицу берёзу, и поэты пишут о ней свои стихи. Давайте послушаем стихи о красоте белоствольной берёзы в разное время года. (Дети рассказывают стихи, на интерактивной доске демонстрируются слайды – берёза в разное время года.)
Педагог: Красивые стихи о берёзе. Но это дерево стало символом России не только за свою красоту. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства берёзы.
Как вы думаете, какую пользу приносит берёза людям? (Ответы детей. Педагог подводит итог беседе, показывая картинки, изделия из бересты, берёзовый веник, заваренный чай.)
Педагог: Чай из берёзовых почек, листьев очень полезен для здоровья и лечит многие болезни. Распаренный в бане веник из берёзовых веток изгоняет болезни, даёт силу и бодрость. В старину берёзовыми листьями красили яйца на праздник Пасхи. Весной, когда просыпаются деревья, у берёзы выделяется берёзовый сок, его пьют для укрепления иммунитета. Берёзовые дрова в деревне, где есть печки или камины, незаменимы. Они долго и жарко горят и выделяют приятный аромат. Из берёзовой коры, из бересты делают шкатулки, а раньше делали туески для сбора ягод и грибов.
Педагог: Но не всегда на Руси берёза считалась полезным и добрым деревом.
Некоторые люди думали, что берёза связана с нечистой силой. Как будто бы в её ветвях прячутся лешие и русалки. И тогда, чтобы задобрить всю лесную нечисть, девушки наряжались в свои лучшие наряды, пели и танцевали около берёз. И сейчас наши девочки покажут нам, как это было. (Танец с павло-посадскими платками. Далее под музыку появляется Незнайка. У него в руках три неправильно нарисованных рисунка.)
Незнайка: Здравствуйте! Чем это вы тут занимаетесь?
Дети: Мы разговариваем о том, почему берёза является символом России.
Незнайка: А, берёза? Да я про неё всё знаю. И даже рисовать её умею.
Педагог: Правда?
Незнайка: Да. Вот, посмотрите. Я берёзу нарисовал. (Показывает рисунки. 1-й рисунок – коричневый ствол. 2-й рисунок – листья красного цвета и очень мелко нарисована. 3-й рисунок – ветви нарисованы как у ёлки вниз. Дети объясняют Незнайке, что он нарисовал неправильно.)
Педагог: Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами научим тебя рисовать нашу русскую красавицу. (Дети вместе с педагогом и Незнайкой рисуют берёзы. Рассматривают рисунки, хвалят Незнайку за отличную работу. Берёзка благодарит всех за гостеприимство и вместе с Незнайкой уходит.)
Педагог: Вот и подошло наше занятие к концу. Видите, здесь лежат листочки берёзы разных цветов? Если вам понравилось занятие – возьмите зелёные листочки, если нет – жёлтые.
Елена Перегудова, воспитатель МКДОУ Д/с №5, г. Нововоронеж
Рекомендуем почитать
- В помощь воспитателю
- Подвижные игры на улице
- Конкурс «Купили игрушку»
- Интересные материалы предыдущих выпусков
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку