"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Сенсорные игры
Мастер-класс для детей с ограниченными возможностями здоровья
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Как известно, из ощущений складывается такая важная психическая функция, как восприятие. Эта функция очень важна при осуществлении межличностного общения, ощущении себя как части окружающего мира, ощущении себя, как целостного организма, со своими желаниями и потребностями. Такие игры учат детей пользоваться предметами и материалами, учитывая их свойства. В процессе игр дети закрепляют знания о функциях различных предметов.
Сенсорные игры способствуют установлению позитивного эмоционального контакта взрослого с ребёнком. Для достижения этой цели необходимо взаимодействовать с ребёнком на равных, безоценочно, и позволять ребёнку изучать самостоятельно свойства предметов.
Какими могут быть сенсорные игры?
Зрительные. Игры с красками, их перетекание друг в друга и смешивание. Наблюдение за движениями шарика при прохождении лабиринта. Рассматривание оптических иллюзий. Рассматривание мелких предметов через лупу.
Слуховые. Прослушивание классической музыки и звуков природы. Узнавание голосов животных и бытовых шумов (мотор машины, шум кипящего чайника, звонок телефона, лай собаки). Узнавание музыкальных инструментов. Пересыпание круп из миски в миску. Игры с игрушками-пищалками и с шуршащими игрушками.
Тактильные. Игры с игрушками, имеющими разную поверхность (жёсткие, мягкие, шероховатые, гладкие, выпуклые). Игры с матрёшками разной величины. Игры на определение веса предмета. Сенсорные мешочки с объектами разной формы. Панно из разных видов ткани. Игры с лоскутками и лентами. Игры с водой, со льдом и снегом.
Двигательные. Ощущения от движений собственного тела. Это могут быть качания на качелях, танцы под музыку, ходьба и бег с различным темпом. Качание в гамаке. Кружение на стуле. Выполнение движений под стишки-потешки. Пальчиковые игры. Игры на удержание равновесия. Ходьба по приподнятой доске.
Обонятельные. Вдыхание различных запахов, начиная от бытовых, заканчивая запахами природы (например, аромамасла с запахом хвои). Игры на узнавание фрукта по запаху. Аромамасла можно добавлять в тесто для лепки, чтобы достигать мультистимуляции.
Вкусовые. Дегустация разных вкусов и их озвучивание (кислый, солёный, сладкий, горький, острый). Можно изучать вкусы конкретных фруктов и овощей за обедом.
Как правило, дети до определённого возраста сами ищут сенсорных ощущений, играя с водой в ванной комнате или пересыпая песок в песочнице из одной миски в другую. Что касается детей с РАС, то им характерно «застревание» на этом периоде познания мира. Им интереснее наблюдать за отдельными характеристиками предмета без соотнесения с его предназначением, не учитывая его свойства. В этом ключе сенсорные игры особенно удобны в качестве установления позитивного контакта с особыми детками. Между ребёнком и взрослым возникает доверие, которое позволяет выйти на новый этап социального взаимодействия.
Таким образом, с помощью сенсорных игр можно не только весело проводить время с ребёнком, устанавливать доверительные отношения, но и развивать восприятие, расширять представление об окружающем мире. Устанавливая позитивный эмоциональный контакт, взрослый может вводить в стереотипные игровые действия более сложные сюжеты и формировать предпосылки к сюжетно-ролевой игре.
Цель: развитие процессов восприятия путём сенсорной стимуляции. Профилактика тревожности. Профилактика детско-родительских конфликтов. Просвещение родителей на тему сенсорного развития детей с особыми потребностями. Стимуляция социального интереса у детей.
Задачи:
2. Каждая пара родитель-ребёнок получают цветной лист картона с нанесённым рисунком. Дети наносят клей ПВА на картинку и подкрашенной гуашью манкой раскрашивают картинки.
3. Каждой паре родитель-ребёнок предлагается поднос с фасолью. Часть бобов дети перекладывают на другой поднос разными способами (руками, ложками, пинцетами).
4. «Шоколадные конфеты». Дети делают из пластилина «блин» и заворачивают в него фасоль. Получаются «шоколадные конфеты» для мам.
5. Оставшуюся фасоль пересыпаем в банки. В паре родитель-ребёнок разучивается простой ритм. Далее, все пробуют повторить его совместно.
6. Выполнение движений под потешку:
Мишка, мишка что ты спишь (дети грозят пальцем)?
Мишка, мишка, что храпишь?
Мишка, мишенька – вставай (зовут руками медведя),
С нами вместе поиграй!
Вылез мишка из берлоги (перешагивают с ноги на ногу),
Разминает мишки ноги (ходят на внешней стороне стопы).
На носочках он пошёл (идут на носочках)
И на пяточках потом (идут на пяточках).
На качелях покачался (качаются с носка на пятку)
И к лисичке он подкрался (показывают, как крадутся).
7. «Волшебные водоросли». Дети и родители берут в руки по две ленточки и встают в тесный круг. Участники разглядывают ленты, дуют на них. Все детки совершают плавные движения лентами вперёд-назад, имитируют качание водорослей под воздействием волн. Каждому ребёнку предлагается встать в центр круга и побыть рыбкой, которая заплыла в водоросли. Все нежно прикасаются лентами к спине, ножкам и животику «рыбки».
8. «Качели». Родители качают своих детей на ткани, как в гамаке, под шум моря.
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Как известно, из ощущений складывается такая важная психическая функция, как восприятие. Эта функция очень важна при осуществлении межличностного общения, ощущении себя как части окружающего мира, ощущении себя, как целостного организма, со своими желаниями и потребностями. Такие игры учат детей пользоваться предметами и материалами, учитывая их свойства. В процессе игр дети закрепляют знания о функциях различных предметов.
Сенсорные игры способствуют установлению позитивного эмоционального контакта взрослого с ребёнком. Для достижения этой цели необходимо взаимодействовать с ребёнком на равных, безоценочно, и позволять ребёнку изучать самостоятельно свойства предметов.
Какими могут быть сенсорные игры?
Зрительные. Игры с красками, их перетекание друг в друга и смешивание. Наблюдение за движениями шарика при прохождении лабиринта. Рассматривание оптических иллюзий. Рассматривание мелких предметов через лупу.
Слуховые. Прослушивание классической музыки и звуков природы. Узнавание голосов животных и бытовых шумов (мотор машины, шум кипящего чайника, звонок телефона, лай собаки). Узнавание музыкальных инструментов. Пересыпание круп из миски в миску. Игры с игрушками-пищалками и с шуршащими игрушками.
Тактильные. Игры с игрушками, имеющими разную поверхность (жёсткие, мягкие, шероховатые, гладкие, выпуклые). Игры с матрёшками разной величины. Игры на определение веса предмета. Сенсорные мешочки с объектами разной формы. Панно из разных видов ткани. Игры с лоскутками и лентами. Игры с водой, со льдом и снегом.
Двигательные. Ощущения от движений собственного тела. Это могут быть качания на качелях, танцы под музыку, ходьба и бег с различным темпом. Качание в гамаке. Кружение на стуле. Выполнение движений под стишки-потешки. Пальчиковые игры. Игры на удержание равновесия. Ходьба по приподнятой доске.
Обонятельные. Вдыхание различных запахов, начиная от бытовых, заканчивая запахами природы (например, аромамасла с запахом хвои). Игры на узнавание фрукта по запаху. Аромамасла можно добавлять в тесто для лепки, чтобы достигать мультистимуляции.
Вкусовые. Дегустация разных вкусов и их озвучивание (кислый, солёный, сладкий, горький, острый). Можно изучать вкусы конкретных фруктов и овощей за обедом.
Как правило, дети до определённого возраста сами ищут сенсорных ощущений, играя с водой в ванной комнате или пересыпая песок в песочнице из одной миски в другую. Что касается детей с РАС, то им характерно «застревание» на этом периоде познания мира. Им интереснее наблюдать за отдельными характеристиками предмета без соотнесения с его предназначением, не учитывая его свойства. В этом ключе сенсорные игры особенно удобны в качестве установления позитивного контакта с особыми детками. Между ребёнком и взрослым возникает доверие, которое позволяет выйти на новый этап социального взаимодействия.
Таким образом, с помощью сенсорных игр можно не только весело проводить время с ребёнком, устанавливать доверительные отношения, но и развивать восприятие, расширять представление об окружающем мире. Устанавливая позитивный эмоциональный контакт, взрослый может вводить в стереотипные игровые действия более сложные сюжеты и формировать предпосылки к сюжетно-ролевой игре.
Цель: развитие процессов восприятия путём сенсорной стимуляции. Профилактика тревожности. Профилактика детско-родительских конфликтов. Просвещение родителей на тему сенсорного развития детей с особыми потребностями. Стимуляция социального интереса у детей.
Задачи:
- гармонизировать психоэмоциональное состояние;
- корригировать нарушения в эмоционально волевой сфере;
- стимулировать сенсорные процессы;
- развить общую и мелкую моторику, скорректировать двигательные нарушения;
- развить познавательную деятельность детей, их интерес к исследовательской деятельности;
- устанавливать позитивный эмоциональный контакт взрослого с ребёнком.
Ход мастер-класса
1. Приветствие. Дети и родители сидят в кругу. Психолог над головой каждого ребёнка звенит колокольчиком и называет имя ребёнка. Остальные участники хлопают в ладоши и повторяют его.2. Каждая пара родитель-ребёнок получают цветной лист картона с нанесённым рисунком. Дети наносят клей ПВА на картинку и подкрашенной гуашью манкой раскрашивают картинки.
3. Каждой паре родитель-ребёнок предлагается поднос с фасолью. Часть бобов дети перекладывают на другой поднос разными способами (руками, ложками, пинцетами).
4. «Шоколадные конфеты». Дети делают из пластилина «блин» и заворачивают в него фасоль. Получаются «шоколадные конфеты» для мам.
5. Оставшуюся фасоль пересыпаем в банки. В паре родитель-ребёнок разучивается простой ритм. Далее, все пробуют повторить его совместно.
6. Выполнение движений под потешку:
Мишка, мишка что ты спишь (дети грозят пальцем)?
Мишка, мишка, что храпишь?
Мишка, мишенька – вставай (зовут руками медведя),
С нами вместе поиграй!
Вылез мишка из берлоги (перешагивают с ноги на ногу),
Разминает мишки ноги (ходят на внешней стороне стопы).
На носочках он пошёл (идут на носочках)
И на пяточках потом (идут на пяточках).
На качелях покачался (качаются с носка на пятку)
И к лисичке он подкрался (показывают, как крадутся).
7. «Волшебные водоросли». Дети и родители берут в руки по две ленточки и встают в тесный круг. Участники разглядывают ленты, дуют на них. Все детки совершают плавные движения лентами вперёд-назад, имитируют качание водорослей под воздействием волн. Каждому ребёнку предлагается встать в центр круга и побыть рыбкой, которая заплыла в водоросли. Все нежно прикасаются лентами к спине, ножкам и животику «рыбки».
8. «Качели». Родители качают своих детей на ткани, как в гамаке, под шум моря.
Екатерина Ушакова, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1566, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку