"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Памятка для родителей первоклассника
В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Резкий переход от привычной жизни в детском саду к ответственным школьным будням представляет стресс для ребёнка. У очень многих детей наблюдаются в это время различные психологические нарушения: некоторые из них очень шумны, крикливы; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки. Бывают и нарушения сна, аппетита, различные капризы. Все эти отклонения связаны с огромной нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, ведь требования к нему резко увеличиваются. Родителям первоклассника следует придерживаться ряда правил, чтобы помочь ребёнку пройти как можно безболезненней этот период привыкания.
Правило 1
Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребёнка, начните водить его туда за год до начала учёбы или со второго класса.
Правило 2
Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд о себе. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Всё это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упрёков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя.
Правило 4
Постарайтесь обойтись дома без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе. Кроме того, по самой преподавательской методике в начале обучения оценки заменены на условные знаки.
Правило 5
В школу будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его утром, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали». При прощании не напутствуйте ребёнка: «Смотри, не балуйся» или «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок». Лучше будет, если вы пожелаете ему удачи, подбодрите его, найдёте несколько ласковых слов. У вашего первоклассника впереди трудный день.
Правило 6
Аналогично ведите себя и после занятий. Встречайте после школы ребёнка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться впечатлениями, выслушайте его. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
Правило 7
Даже если вы каждый день провожаете и встречаете первоклассника, дорога до школы должна быть ему хорошо знакома. Несколько раз, не торопясь, прогуляйтесь с ребёнком до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, опасные участки пути. На всякий случай научите ребёнка самостоятельно отпирать и запирать дверь. И помните, что он обязательно должен иметь запасной ключ от квартиры.
Правило 8
Во время приготовления уроков не «сидите над душой», подгоняя ребёнка. Важно с самого начала воспитать в нём самостоятельность и ответственность в приготовлении домашнего задания. Если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, всё получится», «Давай разберёмся вместе»), похвала помогут лучше. Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Правило 9
Если у вас что-то не получается, возникают трудности во взаимоотношениях с ребёнком, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней и литературу для родителей. Находите время поговорить о вашем ребёнке с учителем. Выслушав его замечания, не торопитесь устраивать «взбучку», сначала проанализируйте услышанное. Старайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего – это показатели утомления и трудностей в учёбе.
Несколько коротких правил, которые следует помнить не только родителям первоклассников:
- Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.
- Учите ребёнка свободно и непринуждённо общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
- Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.
- Всегда говорите ребёнку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребёнка.
- Признавайте право ребёнка на ошибки.
- Помните: ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
Людмила Кривошапка, педагог-психолог
МБДОУ №169 г.Ростов-на-Дону
Рекомендуем почитать
- В поисках сокровищ
- Речевое взаимодействие воспитателя с детьми
- Колечки Кайе
- Мастерим игрушки на занятиях
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии