"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2013
Путешествие в страну русских народных инструментов
При подготовке к занятию важна предварительная работа: знакомство детей с ложками, колокольчиками, бубенчиками, бубном, трещоткой, свирелью, а также разучивание песен и музыкальных номеров с использованием народных инструментов, отгадывание загадок.
Для занятия нужны музыкальные инструменты, «волшебная» палочка, аудиозаписи русских народных песен и наигрышей. (Итак, дети входят в зал и рассаживаются на стульчиках.)
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов. (Звучит плясовая музыка «Смоленский гусачок», появляется Домовёнок Кузя.)
Кузя. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Домовёнок Кузя. Я очень люблю ходить в гости и заводить новых друзей. А ещё я очень люблю путешествовать. Давайте все вместе куда-нибудь отправимся в путешествие!
Ведущий. Мы очень рады, Кузя, что ты пришёл к нам в гости, мы с ребятами как раз собрались совершить путешествие в волшебную страну и с удовольствием возьмем тебя с собой, только сначала отгадай нашу загадку.
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток,
Кашу, суп или окрошку:
Вы узнали? Это…
Кузя. Так это же ложка! Мы что сейчас есть будем? Это хорошо, покушать я люблю. Ой! А как же наше путешествие?
Ведущий. Не волнуйся, Кузя, в путешествие мы обязательно отправимся. Но это не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент.
Кузя. Какой же это музыкальный инструмент? И как на них играть-то, на ложках этих, по чашкам и кастрюлям что ли?
Ведущий. Нет. Музыкант ударяет ими друг по другу. Вот так.
Кузя. Ну и какое отношение к нашему путешествию имеют эти деревянные ложки?
Ведущий. А ты ещё не догадался?
Кузя. Не знаю я.
Ведущий. Ребята, давайте поможем Кузе. Покажем ему нашу подсказку. (Дети исполняют музыкальный номер на ложках «Поехал наш батюшка на базар».)
Кузя. Я догадался! Мы отправимся в страну русских народных музыкальных инструментов!
Ведущий. Молодец Кузя! И вы, ребята, молодцы! Ну что ж, отправляемся. Где моя волшебная палочка? (Взмахивает волшебной палочкой. Звучит лиричная русская народная музыка «Весенняя хороводная». Дети за Кузей идут по кругу на другую сторону зала. На столике разложены разные музыкальные инструменты.)
Ведущий. Вот мы и попали в волшебную страну, где живут русские народные музыкальные инструменты. Только тебе, Кузя, нужно угадать их названия.
Кузя. Ой-ой-ой! А я совсем с народными инструментами не знаком.
Ведущий. А мы тебе поможем. Правда, ребята? А вот и первая загадка.
Целый день всё трень да трень
И трещать-то ей не лень. (Ведущий показывает и играет на трещотке.)
Кузя. Ой, что это так трещит? И как же этот инструмент называется? (Дети отвечают.)
Ведущий. Да, это ударный инструмент — трещотка.
Кузя. Да разве трещотка ударная? Она же трескучая. Деревянные пластиночки стукаются друг о друга и трещат.
Ведущий. В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют.
Кузя. Чем бьют?
Ведущий. Например, рукой. Вот послушайте новую загадку:
Целый день бом да бом
Раздается громкий звон. (Звучит бубен.)
Кузя. Ой, что это, ребята? (Дети отвечают.)
Ведущий. Кузя, хочешь попробовать?
Кузя. Да, конечно! (Пробует играть.)
Ведущий. Молодец, Кузя. У тебя очень хорошо получается. Слушайте следующую загадку:
Тили-бом, тили-бом,
Перезвон со всех сторон.
Колокольчики звенят
С бубенцами говорят.
Кузя. Я догадался! Это колокольчики да бубенчики.
Ведущий. Молодец, Кузя, какой ты догадливый. А ты играть любишь?
Кузя. Конечно, люблю!
Ведущий. Тогда поиграй с нашими ребятами.
Кузя. С удовольствием поиграю! (Дети играют в игру «Весёлые инструменты» под музыку «Светит месяц».)
Ведущий. Молодцы, хорошо поиграли. Кузя, наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Вот послушай. (Один из детей загадывает загадку.)
Если хочешь поиграть,
Нужно в руки её взять
И подуть в неё слегка
Будет музыка слышна.
Ведущий. Подумай-ка минуточку, Что же это?
Кузя. Дудочка!
Ведущий. Правильно. Эта дудочка называется свирель. Вот послушайте, как она звучит. (Звучит свирель: «Во кузнице».)
Кузя. А свирель тоже ударный инструмент?
Ведущий. Ребята, как вы думаете, свирель ударный инструмент? (Дети отвечают.) Нет, это духовой инструмент. Заставляет звучать свирель поток воздуха, который я выдуваю. Вот смотри. (Играет. «Ты дума, моя дума».)
Кузя. Вот бы мне так научиться. Я тоже хочу играть на свирели. Дайте мне её!
Ведущий. Нет, Кузенька. Учиться надо долго. А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов. И не обязательно сразу играть на свирели. Можно играть и на ударных инструментах. Правда, ребята? Давайте мы научим Кузю. (Дети исполняют номер на музыкальных инструментах «Ах ты, берёза».)
Ведущий. Ну, что, Кузя, тебе понравилось?
Кузя. Да, очень. Теперь я обязательно научусь на чём-нибудь играть.
Ведущий. А вам, ребята, понравилось? (Дети отвечают.) Ну вот наше путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов подошло к концу. Пора прощаться. А ты, Кузя, приходи к нам почаще, и мы совершим ещё не одно увлекательное путешествие.
Кузя. Спасибо, обязательно приду. До свиданья.
Ведущий. Ребята, давайте проводим Кузю и пожелаем ему счастливого пути. (Под музыку «Весенняя хороводная» все уходят.)
Наталья Шикалова, воспитатель детского
сада № 39, г. Санкт-Петербург
Рекомендуем почитать
- Светлячок для диафильмов
- Алла Романова, главный редактор
- Рисовалки
- Кукла Barbie® из 20-х годов – Клодетт Гордон
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии