"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Волшебные картинки
Пространство и наши оптические представления о нём – это то, что формируется в дошкольном возрасте постепенно. Взрослые не всегда могут определить запаздывание в развитии функций, а значит, лучше просто играть с ребёнком вне зависимости от его умений, формируя, развивая или закрепляя те или иные понятия. Представленное занятие – это игра, которую старшие дошкольники или младшие школьники могут сделать своими руками во время учебной деятельности под руководством взрослого.
Занятие состоит из двух частей, хотя для родителей оно является условным образцом. И уже дома, имея больше вариантов изображений на пластиковых прозрачных крышках, взрослые могут работать по развитию оптико-пространственных функций в течение долгого времени. Кроме того, благодаря такого рода играм, можно невзначай закрепить понятия «верх-низ», «лево-право», что иногда является большой проблемой для многих дошкольников и младших школьников. Во время игр следует вербализировать любые действия как свои, так и ребёнка, и следить за тем, как последний, сопоставляя зрительные образы с имеющимися у него зрительными представлениями, называет то или иное изображение.
Оборудование: картонные (бумажные) круглые карточки с предметным изображением, чёрно-графитные карандаши, чёрные маркеры, пластиковые круглые карточки с фрагментами изображений, представленных на картонных карточках.
Задачи:
- развитие оптико-пространственных функций, мелкой моторики рук, умения сравнивать зрительные образцы, навыка переносить целостный образец или его отдельные элементы с одного носителя на другой;
- формирование зрительного слежения в направлении слева направо, умения раскладывать изображение на составляющие элементы и соотносить эти элементы друг с другом при составлении целостного изображения;
- развитие фонематических процессов (фонематического анализа и синтеза) на примере работы с согласным глухим твёрдым звуком [ш].
Ход деятельности
I часть занятия
Логопед: Ребята, как вы думаете, какой один и тот же звук мы слышим в словах: камыш, шея, шуба, малыш, крыша? (Звук [ш].) Составьте слова из звуков:- в прямой последовательности: [к, а, ш, а], [м, ы, ш], [н, о, ш], [ш, а, р];
- вразнобой: [у, б, а, ш] – шуба, [к, ш, р, ы, а] – крыша, [м, к, ы, а, ш] – камыш.
Теперь давайте перерисуем любое изображение на свою карточку. Начинаем слева направо. Давайте ещё раз вспомним, где лево: покажите левую руку, что в кабинете располагается слева от нас? А что справа? (После выполнения задания логопед проводит устную индивидуальную работу с каждым учащимся по зрительному сравнению образца и получившегося рисунка. Далее логопед демонстрирует, как будет вестись следующий этап работы.)
Логопед: Ребята, у меня есть круглая карточная карточка с изображением двух шариков, мы уже разбирали эту картинку, это образец. А ещё у меня есть пластиковые карточки с фрагментами изображения двух шариков. Мне нужно собрать изображение-образец по имеющимся фрагментам путём наложения карточек друг на друга. Трудность заключается в том, что в наборе могут быть лишние фрагменты. Посмотрите, как я действую. Мы обсуждали, что левая часть изображения «пустая», посередине круглый шарик с длинной верёвкой, в правой части нарисован овальный шарик с короткой верёвкой. Значит, пластиковая карточка, на которой изображён шарик слева, нам не подходит.
Логопед: Давайте попробуем «собрать» целостное изображение из имеющихся фрагментов по образцу. (Дети индивидуально работают со своими наборами карточек-образцов и карточек-фрагментов, «собирая» одно и то же изображение на парте. Затем логопед раздаёт каждому ребёнку разные карточки-образцы и карточки-фрагменты, и воспитанники уже без помощи взрослого пытаются рассмотреть изображение в левом-правом направлении, сопоставить фрагменты с целым и выбрать нужные карточки. Путём наложения карточек друг на друга получаются схожие с образцом изображения. Финальный этап работы – сравнение результата с образцом. Разнообразие изображений продемонстрировано в авторском видео по ссылке.)
II часть занятия
Логопед: Ребята, помните, мы составляли слова из звуков? А теперь назовите слова со звуком [ш] в начале слова, теперь со звуком [ш] в середине, теперь – в конце слова. (Дети выполняют задание.) Отлично!Логопед: Что же, давайте поработаем похожим образом, но не со звуками, а с изображениями. Посмотрите на этот кружок. Представьте, что художник хотел что-то нарисовать, но не успел. Кого или что не дорисовал художник? (Логопед из общей массы пластиковых карточек, которые дети подготовили на предыдущей части занятия, берёт по одной, показывает детям фрагменты изображения, они высказывают предположения, частью какого целостного изображения эти фрагменты являются.)
Предлагаю из имеющихся фрагментов изображений составить целостное изображение путём наложения одной пластиковой карточки на другую. Давайте выполним сначала вместе, потом у каждого будет свой набор изображений. Чтобы не ошибиться, следует внимательно посмотреть на образец и оценить, какой фрагмент находится слева, по центру, справа. (Похожие виды заданий можно найти в авторском видео по ссылке.)
Ольга Алферова, учитель-логопед
высшей квалификационной категории,
ГБОУ Школа 2114, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии