"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Маленькие лаборанты
Дошкольники очень любопытные, они любят открывать что-то новое, исследовать предметы. И мы, педагоги, при знакомстве с исследовательской деятельностью изучаем специальную литературу, подбираем опыты, чтобы дошкольники лучше раскрыли для себя свойства различных веществ и влияние их друг на друга.
Проводя опыты и эксперименты в уголке экспериментирования, дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, узнают, как можно без воздуха надувать шары, что такое сила тяготения, хитрости инерции. Дети находят ответы на вопросы: «Что такое масса?», «Почему предметы движутся?», «Как появляются горы?», «Как можно рисовать магнитом?», «Как можно создать радугу на воде?».
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединять все виды деятельности и все стороны воспитания. А также развивает у дошкольников наблюдательность, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. В ходе опытной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Опыт «Радуга из конфет»
Материалы: пластиковые тарелочки по количеству детей, стаканы с водой, конфеты «Скитлс».Последовательность выполнения: предлагаем детям разложить драже «Скитлс» по краю тарелки, затем потихоньку в середину тарелки выливаем из стакана воду. Дети рассматривают, как краска от драже расплывается. Вода растворила конфеты и окрасила воду.
Вывод: вода – растворитель, смешивается с разными веществами.
Опыт «Дождик в банке»
Материалы: стеклянная банка, наполненная водой, пена для бритья, пищевой краситель в тюбике.Последовательность выполнения: воспитатель предлагает детям сделать дождик. Перед детьми банка с водой. Для того чтобы пошёл дождик, нам нужна тучка. Воспитатель изображает тучку при помощи пены для бритья на поверхности воды. Затем на пену наносим несколько капель пищевого красителя. При наблюдении отмечаем, как краска проходит сквозь пену и опускается на дно банки. Получается эффект дождя. Вода прозрачная, поэтому мы видим капли.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт «Эффект лава-лампы»
Материалы: вместительный прозрачный сосуд (стеклянный стакан, банка), вода, подсолнечное масло, любой пищевой краситель, драже «Ментос» или витамины (большие таблетки).Последовательность выполнения: опыт проводит воспитатель, дети наблюдают. В заполненную на две трети водой ёмкость вливаем растительное масло (1стакан), добавляем краситель и всё размешиваем. Дети выясняют, что масло легче воды. Не торопясь, бросаем «Ментос». Драже сначала идёт ко дну, потом появляются пузырьки, которые резко поднимаются.
Вывод: плавающее на поверхности масло легче воды; задача красителя – сделать эти удивительные опыты для детей более наглядными.
Чтобы понять, как вещества взаимодействуют друг с другом, мы использовали опыты, которые наглядно показывают реакцию взаимодействия и свойства растягивания полиэтилена.
Опыт «Уксус и сода надувает шар»
Материалы: 1 чайная ложка пищевой соды, 3 столовые ложки уксуса, воздушный шарик, стакан, бутылка и воронка.Последовательность выполнения: воспитатель наливает уксус в бутылку, заполняет шарик содой. Затем надевает шарик на горлышко бутылки. В результате шарик надувается.
Вывод: пищевая сода и уксус вступают в реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Опыт «Дырявый пакет»
Материалы: полиэтиленовый пакетик, вода, остро поточенные карандаши.Последовательность выполнения: наполненный водой пакет аккуратно протыкаем карандашом насквозь. Пакет удерживает воду, хотя его проткнули не один раз.
Вывод: пакет сделан из полиэтилена, который очень эластичен. Когда мы протыкаем пакет карандашом, полиэтилен легко растягивается и как бы обволакивает карандаш, не давая воде проникнуть через отверстия.
Проделав эти интересные опыты, у детей появилось ещё больше интереса к экспериментам, им хотелось новых идей. Тогда мы с детьми начали изучать баланс и центр тяжести, звуковые волны. Создали так же авторские телефоны и узнали, что звук может передаваться по нити.
Опыт «Говорящие стаканчики»
- Раздать ребятам бумажные стаканчики – это будут наши собственные трубки! Поскольку телефон сегодня должен быть не только удобным, но и красивым, предложить дошкольникам самостоятельно украсить стаканчики с помощью фломастеров. Важно, чтобы ребята делали это аккуратно, не ломая форму стаканчиков!
- Разбить ребят по парам для создания связи между ними: протянуть один конец нитки снаружи сквозь отверстие в донышке стаканчика и завязать узелок так, чтобы он оказался внутри стаканчика. Другой конец нити протянуть сквозь дно второго стаканчика и также завязать узел. Телефон готов!
Проделав запланированные опыты с детьми, мы не остановились на достигнутом и решили дальше развиваться. С детьми нашей группы приняли участие в проекте «Беби-Абилимпикс». Участие в таком проекте позволяет не только познакомить детей с профессиями, сформировать некоторые навыки, но и наложить основы профессионального самоопределения в будущем. Мы познакомили участников «Беби-Абилимпикса» с профессией лаборант, показали, как лаборанты работают с различными веществами при проведении опытов. Но помните, что при проведении опытов и экспериментов с различными материалами, необходимо строго следить за тем, чтобы дети соблюдали правила безопасного поведения во время занятий.
Гульфия Аралбаева, воспитатель,
Ольга Никифорова, ст. воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 59»,
г. Салават, Республика Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Конструктор для холерика
- Авторская разработка!
- Участвуй в наших фотоконкурсах и получай подарки!
- Библиотеки обязали прятать от детей книжки для взрослых
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии