"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Опыт исследований в модуле «Звук»
Расширяя возможности использования современных образовательных средств в STEM-модуле «Экспериментирование с живой и неживой природой», наш педагогический коллектив использовал в своей инновационной работе цифровую лабораторию «Наураша в Наурандии».
Цифровая лаборатория является образовательным продуктом, который позволяет дошкольникам в простейших экспериментах понять и представить очень сложные явления: электричество, магнитное поле, сила, пульс, кислотность и многое другое, что ребёнок не может осознать вне лабораторных условий. Несколько элементарных лабораторий позволяют формировать познавательный интерес у дошкольников, в деятельности поддержать детскую инициативу и самостоятельность, реализовать те самые активные позиции, которые ставит перед нами ФГОС ДО.
Структура каждой лаборатории имеет общий алгоритм: каждое занятие – исследование, которое состоит из 5 этапов: постановка проблемы, актуализация знаний, выдвижение гипотез-предположений, проверка решения и введение в систему знаний. Нас заинтересовало то, что этапы использования «Наураши» полностью стыкуются с этапами исследовательской деятельности, которые предложил известный психолог Александр Ильич Савенков в своих работах по детскому экспериментированию.
Технические характеристики и порядок проведения занятий и работы с каждым из датчиков разных модулей обозначен в методическом пособии. Авторы конкретизируют специфику способов работы в лабораториях:
- количество детей от 1 до 12;
- индивидуальная настройка внутри игры;
- возможность сравнения и измерения показателей;
- наличие повтора экспериментов.
Изучение предложенных модулей можно проводить в любом порядке, однако авторы рекомендуют начинать с наиболее знакомых детям физических величин: температура, свет, звук.
Модуль «Звук» вызывает особый познавательный интерес у дошкольников. Изучив основы понятий модуля, мы предложили дошкольникам шагнуть далее и начали работу в свободном режиме лаборатории. На основании проведённых исследований творческой группой педагогов создана методическая разработка исследования.
Вид занятия: «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Тема: «Влияние музыки на слух и общее состояние человека».
Возраст: 6-7 лет.
Учебная задача: провести эксперимент и определить, от чего зависит амплитуда и частота звуковой волны.
Работая в режиме формирования основ здорового образа жизни, мы экспериментальным путём предлагаем детям определить, как выглядит звуковая волна и от чего зависит её амплитуда, определяем влияние звуковой волны на слух и общее состояние человека.
Мы предложили для эксперимента три музыкальных отрывка: инструментальная музыка, рок-произведение и высокочастотный звук. Прежде чем провести эксперимент, выдвинули несколько предположений:
- Может быть, при звучании рок-музыки звуковая волна будет иметь высокую частотность, и её высота будет максимальной.
- Предположим, что при звучании инструментальной музыки амплитуда звуковой волны не будет высокой.
- Возможно, различие музыкальных отрывков не имеет значения, а важна динамика звука.
- Что, если высокие звуки создают более мощную звуковую волну, а низкие – слабую.
Далее мы проверяем амплитуду звуковой волны. Выполняя учебную задачу, мы кладём в пластиковую коробку акустическую колонку, закрываем коробку воздушным шариком. Таким образом создаём натянутую поверхность, помещаем на неё кристаллы сахара, что позволит нам увидеть звуковую волну и определить её особенности при звучании тех же произведений (инструментальная – кристаллы сахара передвигаются ритмично, с небольшой амплитудой, рок – динамика движения возрастает и увеличивается плоскость передвижения, высокочастотный звук – взрывное движение звуковой волны).
Мы представили отдельный вид деятельности, в котором путём экспериментирования дети смогли увидеть звуковую волну, познакомиться с такими её характеристиками, как амплитуда и частотность, сделать вывод о том, как эти параметры влияют на слух и общее состояние человека.
Таким образом, практические навыки работы в современной цифровой лаборатории «Наураша» позволяют дошкольникам не только освоить сложные понятия, но и пробудить у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности, сформировать начальные умения проведения самостоятельных исследований. А педагоги и специалисты получают в руки современный инструментарий, позволяющий решить поставленные учебные задачи с высоким уровнем качества.
Марина Долгова, ст. воспитатель,
Юлия Хукоян, воспитатель,
Юлия Климова, воспитатель,
МБДОУ «Д/с № 137», г. Ростов-на-Дону
Рекомендуем почитать
- Настольная игра «Четыре в ряд»
- Алла Романова, главный редактор
- Увлекательные школьные будни глазами детей
- Игровая технология "Сказочные лабиринты игры"
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии