"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Пленэр для дошколят
Одним из компонентов эстетического воспитания дошкольников является рисование и живопись на открытом воздухе. Пленэр – это передача в картине всего богатства изменений цвета под воздействием окружающей среды и солнечного света. Работы, выполненные на открытом воздухе, отличаются особой привлекательностью.
Цели работы на пленэре в детском саду – закрепление и расширение полученных в течение учебного года знаний, выработка умения творчески применить их на открытом пространстве.
Рисование на природе развивает положительные навыки: зрительно-пространственное восприятие, быстроту реакции, словарный запас, наблюдательность и спонтанность, координацию «глаз-рука», навыки систематизации. Также рисование на пленэре приносит радость познания красоты и многообразия окружающего мира, обогащает детей положительными эмоциями, воспитывает наблюдательность и бережное отношение к природе, воспитывает живой интерес к его изучению.
Пленэр проводится в тёплое время года на территории детского сада. Важно, заранее продумать, как будет организована деятельность детей, так как от этого зависит результативность занятия. Что может пригодиться на пленэре? Можно использовать лёгкий складной мольберт или небольшие планшеты, к которым прикрепляются листы чистой бумаги. Держать планшеты можно на сгибе руки или коленях. Для рисования на открытом воздухе подойдут восковые и обычные цветные карандаши, фломастеры, пастель, гуашь, акварельные краски.
Также нужно заранее определить место для пленэра, чтобы не столкнуться с какими-то препятствиями и невозможностью расположения там, где захотелось. На случай прохладной погоды необходимо продумать, как будут одеты дети и как они будут согреваться: например, с помощью динамических тематических пауз, несложных спортивных упражнений или подвижных игр. Определившись с местом, обсудите с детьми, что будете рисовать, рассмотрите объект рисования и выберите место, откуда бы этот объект смотрелся выразительнее всего. Можно обсудить цветовую гамму рисунков, обратить внимание на сложные моменты, на падающие солнечные лучи и блики.
В пленэре важна не только художественная ценность выполняемой работы, но и те положительные эмоции, эстетическое наслаждение, радость, которую приобретают дети, рисуя на свежем воздухе. Они начинают ощущать себя частью природы и видеть её красоту. А это очень важно! Рисовать на природе можно на разную тематику: можно нарисовать цветы на клумбе, кустарник или дерево, розы, облака – всё то, что в данный момент является более выразительным и ярким для изображения на бумаге.
Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенностью таких детей является низкое внимание, непродолжительность его концентрации и бедность словарного запаса. Когда мы в первый раз попробовали рисование на природе (мы рисовали липу), дети были очень заинтересованы самим процессом рисования. Они с удовольствием описывали объект рисования, потому что могли его потрогать, ощутить размер, плотность, прохладу листьев, их влажность, температуру. У нас получились замечательные работы, о которых они с удовольствием рассказывали. Их вдохновило рисование на свежем воздухе. И позже они часто просили повторить эти замечательные занятия на природе.
Ниже предлагаю фрагмент занятия-пленэра по рисованию берёзки.
Воспитатель: Русская красавица стоит, кудрявится.
Белые сапожки, зелёные серёжки,
Тонкий стан, белый сарафан.
Воспитатель: О каком дереве эта загадка?
Дети: О берёзе.
Воспитатель: О каком белом сарафане говорится в загадке?
Дети: Это ствол дерева. У берёзы белый ствол.
Воспитатель: Правильно, верхний слой коры у берёзы называется берестой. Он покрыт тонкой, шелковистой белой корой. Береста – это защитный слой дерева: от вредных воздействий человека и воды. На белой коре есть чёрные пятна. Они называются чечевички, через них берёза дышит.
Воспитатель: А какие листочки у берёзы? Какой формы?
Дети: Зелёные, клейкие, изумрудные. Листья с острым верхом, округлой формы, с неровными краями.
Воспитатель: На Руси берёзу сравнивали с девушкой, у которой тонкая талия.
Воспитатель: Ещё раз посмотрите на берёзку, полюбуйтесь ею.
Воспитатель:
- Какого цвета веточки у берёзы?
- Какого цвета на ней листва?
- Какого цвета ствол у берёзы?
- Зачем корень дереву?
- Какие части дерева вы ещё знаете?
- Чем полезно это дерево? (Проводится динамическая пауза «Берёза».)
Руки согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
Воспитатель: Итак, начнём рисовать:
- простым карандашом рисуем ствол берёзы;
- рисуем наклонённые тонкие ветви берёзы;
- намечаем силуэт кроны дерева;
- добавляем линию горизонта;
- закрашиваем небо широкой кистью голубой акварелью;
- светло-зелёной акварелью закрашиваем землю и крону;
- чёрной акварелью прорисовываем контур ствола и полоски на нём;
- тонкой кистью тёмно-зелёной акварелью закрашиваем траву на переднем плане, а отпечатком кисти рисуем листья на кроне. (Проводится разминка для пальчиков «Берёзка».)
Платье серебрится.
У красы – берёзки
Зелёные косицы. (Прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы растопырены и подняты вверх; шевелить кистями и пальцами – «берёзка».)
Воспитатель: Со двора к берёзке
Выскочили козы. (Сделать пальцами «козу».)
Воспитатель: Стали грызть берёзку,
А берёзка в слёзы. (Сделать пальцами «берёзку».)
Воспитатель: Мы нарисовали нашу берёзу. Когда много берёз, то это уже берёзовая роща. И у нас с вами получилась берёзовая роща.
Регулярные занятия на свежем воздухе – рисование на пленэре – будут мотивировать детей на развитие творческих способностей, речи, воображения. А самое важное, что в процессе таких выходов на природу у детей укрепляется здоровье, развивается интерес к живописи и рисованию. На пленэре дети подходят к своим работам более творчески, самостоятельно выбирают сюжеты для своих этюдов и зарисовок. Всё это способствует развитию не только общего культурного уровня обучающихся, но личностных качеств, необходимых для самосовершенствования.
Инна Малкова,
воспитатель МБДОУ
Д/с № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Значение Нового года в жизни ребёнка
- Конкурс «Дети говорят…»
- Подвижные игры на улице
- Как понять, что вашей компании необходим фулфилмент?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии