"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Весёлый клоун
Мастер-класс по изготовлению подвижной игрушки для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Одним из увлекательнейших видов работ для детей является конструирование. Дети любят строить из кубиков с раннего детства, позже они осваивают всевозможные конструкторы, знакомятся с различными видами и типами конструирования, открывая для себя целый мир, нацеленный на результат, на готовое изделие. Ведь это очень увлекательно творить самим и получать результат. Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребёнка, направленный на создание определённого предмета.
Наиболее точно выразить своё отношение к работе помогает ребёнку художественное конструирование, так как это творческий процесс. В художественном конструировании дети сами определяют цвет изделия, возможно выбор фактуры, размера. Таким образом передаётся уникальность и характер работы. К художественному типу конструирования относятся конструирование из природного материала и конструирование из бумаги.
Вид конструирования по образцу очень важен как форма обучения. Он состоит в том, что ребёнку взрослый показывает образец-продукт, сделанный из соответствующих деталей, а также формирует умение применять способы для создания работы. Детям объясняется алгоритм действий, которому они должны следовать. Конечно, такой вид деятельности не совсем является творческим, но он закладывает основы для дальнейшей самостоятельной работы по схеме и инструкции.
На фестивале конструирования среди дошкольников в нашей образовательной организации была представлена игрушка «Весёлый клоун», выполненная детьми 6-7 лет. Особенностью изделия является подвижность его элементов (голова, руки и ноги). Детям интересно было не только делать клоуна, но и играть с ним. Подвижность головы достигается за счёт крепления её к туловищу винтиком с гайкой, а подвижность ручек и ножек – гибкой, но прочной конструкцией «пружинкой» из полосок бумаги. Таким образом, готовый результат – это мобильная конструкция из бумаги и картона. Она не требует особой подготовки. Лёгкость реализации обеспечивается доступным материалом. Изделие является достаточно прочным, чтобы дети могли использовать его в игре, в театральной деятельности или наглядным пособием в непосредственной образовательной деятельности.
Художественное конструирование – это средство всестороннего развития детей, оно непосредственно влечёт детей в игру, развивая творческое мышление, формирует умение сравнивать, анализировать, делать выводы, является и самостоятельной деятельностью, но неоспоримый факт – это возможность через конструирование развить моторику кистей рук. Поэтому при выборе материала для изготовления подвижной игрушки «Весёлый клоун» выбор остановился на таком способе крепления, как винтик и гайка. Этот нестандартный приём для данного типа конструирования заимствован из технического типа.
Используя металлический конструктор при сборке какой-либо модели, дети стараются установить взаимосвязь между различными предметами, самостоятельно приходят к логическим выводам. Ориентируясь на особенность такого типа конструирования, была создана проблемная ситуация при сборке модели клоуна: что сначала нанизываем на стержень винтика, что потом? Детям был предоставлен момент самостоятельного выбора, но с подсказкой образца. Важным моментом при сборке деталей была необходимость сначала раскрутить, а потом, собрав все детали воедино, обратно закрутить гайку на винтик.
Тип конструирования: художественное.
Вид конструирования: по образцу (дети повторяют за воспитателем, овладевая общими способами действий, усваивая последовательность операций).
Используемый материал: бумага, картон, фетр, помпоны, винтик, гайка, бусинка.
Материал из расчёта на одно изделие:
Последовательность выполнения работы:
1. Показ готового изделия.
2. Рассматривание деталей, постановка вопроса, какая деталь для чего нужна, из чего будут сделаны различные элементы изделия.
3. Изготовление элементов «ноги» и «руки» из полосок разноцветной бумаги (из толстых полосок – «ноги», из тонких – «руки»):
5. Приклеиваем ботиночки и перчатки к соответствующим «пружинкам».
6. На винтик, как на стержень, собираем основные детали конструкции, обращаем внимание на то, что шляпка винтика находится спереди работы. Таким образом, нанизываем на стержень винтика поочерёдно друг за другом детали, начиная с той, которая видна в готовом образе сначала. А именно: 1 – бантик, 2 – воротник, 3 – голова, 4 – туловище. Для удобства перед завинчиванием гайки, можно продеть на стержень деревянную овальную бусинку, она будет служить «ручкой» для держания клоуна во время игры.
7. Приклеиваем глазки, носик-помпон, колпачок.
8. Украшаем изделие помпонами на колпачке, ботинках, воротнике.
Применяя такую технику изготовления различных героев сказок, в нашей группе с детьми собираемся организовать кукольный театр. Ребята с удовольствием принимают участие в творческом конструировании для театральной деятельности.
Одним из увлекательнейших видов работ для детей является конструирование. Дети любят строить из кубиков с раннего детства, позже они осваивают всевозможные конструкторы, знакомятся с различными видами и типами конструирования, открывая для себя целый мир, нацеленный на результат, на готовое изделие. Ведь это очень увлекательно творить самим и получать результат. Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребёнка, направленный на создание определённого предмета.
Наиболее точно выразить своё отношение к работе помогает ребёнку художественное конструирование, так как это творческий процесс. В художественном конструировании дети сами определяют цвет изделия, возможно выбор фактуры, размера. Таким образом передаётся уникальность и характер работы. К художественному типу конструирования относятся конструирование из природного материала и конструирование из бумаги.
Вид конструирования по образцу очень важен как форма обучения. Он состоит в том, что ребёнку взрослый показывает образец-продукт, сделанный из соответствующих деталей, а также формирует умение применять способы для создания работы. Детям объясняется алгоритм действий, которому они должны следовать. Конечно, такой вид деятельности не совсем является творческим, но он закладывает основы для дальнейшей самостоятельной работы по схеме и инструкции.
На фестивале конструирования среди дошкольников в нашей образовательной организации была представлена игрушка «Весёлый клоун», выполненная детьми 6-7 лет. Особенностью изделия является подвижность его элементов (голова, руки и ноги). Детям интересно было не только делать клоуна, но и играть с ним. Подвижность головы достигается за счёт крепления её к туловищу винтиком с гайкой, а подвижность ручек и ножек – гибкой, но прочной конструкцией «пружинкой» из полосок бумаги. Таким образом, готовый результат – это мобильная конструкция из бумаги и картона. Она не требует особой подготовки. Лёгкость реализации обеспечивается доступным материалом. Изделие является достаточно прочным, чтобы дети могли использовать его в игре, в театральной деятельности или наглядным пособием в непосредственной образовательной деятельности.
Художественное конструирование – это средство всестороннего развития детей, оно непосредственно влечёт детей в игру, развивая творческое мышление, формирует умение сравнивать, анализировать, делать выводы, является и самостоятельной деятельностью, но неоспоримый факт – это возможность через конструирование развить моторику кистей рук. Поэтому при выборе материала для изготовления подвижной игрушки «Весёлый клоун» выбор остановился на таком способе крепления, как винтик и гайка. Этот нестандартный приём для данного типа конструирования заимствован из технического типа.
Используя металлический конструктор при сборке какой-либо модели, дети стараются установить взаимосвязь между различными предметами, самостоятельно приходят к логическим выводам. Ориентируясь на особенность такого типа конструирования, была создана проблемная ситуация при сборке модели клоуна: что сначала нанизываем на стержень винтика, что потом? Детям был предоставлен момент самостоятельного выбора, но с подсказкой образца. Важным моментом при сборке деталей была необходимость сначала раскрутить, а потом, собрав все детали воедино, обратно закрутить гайку на винтик.
Тип конструирования: художественное.
Вид конструирования: по образцу (дети повторяют за воспитателем, овладевая общими способами действий, усваивая последовательность операций).
Используемый материал: бумага, картон, фетр, помпоны, винтик, гайка, бусинка.
Материал из расчёта на одно изделие:
- Круг из двустороннего разноцветного картона (туловище) Ø 11см – 1 шт.
- Полоски цветной тонированной бумаги L-30см, B-2см для «ножек» – 2 шт.
- Полоски цветной тонированной бумаги L-30см, В-1,5см для «ручек» – 2 шт.
- Полукруг из цветного фетра (воротник) Ø 11см – 1 шт.
- Заготовка головы из картона (бежевый цвет), овал L-8см, В-6см – 1 шт.
- Заготовка колпачка из двустороннего разноцветного картона, треугольник h-8см, основание-6см – 1 шт.
- Заготовка банта из двустороннего разноцветного картона, шаблон L-6,5см, B-2см – 1 шт.
- Заготовка ботинок и перчаток из двустороннего разноцветного картона, шаблон по усмотрению – по 2 шт. каждого.
- Помпоны разных цветов Ø 2см (нос) – 1 шт.
- Помпоны разных цветов Ø 1,5см (украшение колпачка, ботинок и т.д.) – от 4 шт.
- Глазки – 2 шт.
- Винтик с гайкой M2х30 – 1 шт.
Последовательность выполнения работы:
1. Показ готового изделия.
2. Рассматривание деталей, постановка вопроса, какая деталь для чего нужна, из чего будут сделаны различные элементы изделия.
3. Изготовление элементов «ноги» и «руки» из полосок разноцветной бумаги (из толстых полосок – «ноги», из тонких – «руки»):
- накладываем две полоски друг на друга так, чтобы совпадали углы, а направление одной полоски было вниз, другой – в сторону. Таким образом, расположение полосок напоминает букву «Г» или «прямой угол»;
- склеиваем место соединений двух полосок;
- складываем полоски таким образом, чтобы нижняя всегда накладывалась на верхнюю, меняя только своё направление в своей плоскости. Обратить внимание, что полоски при этом чередуются. Получается пружинка из бумаги.
5. Приклеиваем ботиночки и перчатки к соответствующим «пружинкам».
6. На винтик, как на стержень, собираем основные детали конструкции, обращаем внимание на то, что шляпка винтика находится спереди работы. Таким образом, нанизываем на стержень винтика поочерёдно друг за другом детали, начиная с той, которая видна в готовом образе сначала. А именно: 1 – бантик, 2 – воротник, 3 – голова, 4 – туловище. Для удобства перед завинчиванием гайки, можно продеть на стержень деревянную овальную бусинку, она будет служить «ручкой» для держания клоуна во время игры.
7. Приклеиваем глазки, носик-помпон, колпачок.
8. Украшаем изделие помпонами на колпачке, ботинках, воротнике.
Применяя такую технику изготовления различных героев сказок, в нашей группе с детьми собираемся организовать кукольный театр. Ребята с удовольствием принимают участие в творческом конструировании для театральной деятельности.
Наталья Зайцева, воспитатель
ГБОУ Школа № 218, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Сенсорное развитие
- Богатые и знаменитые
- Использование математического планшета «Большой геометрик» при изучении геометрических фигур
- Отзывы на статью «Квестомания»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку