"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Игры с логическими блоками Дьенеша
Использование учебно-игровых пособий в непосредственно образовательной деятельности для детей разных возрастных групп
Блоки Дьенеша – это набор, который состоит из 48 логических блоков. Они различаются по четырём свойствам: форма (круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные), цвет (красные, синие, жёлтые), размер (большие и маленькие), толщина (толстые и тонкие). Особенность данного набора заключается в том, что среди фигур нет ни одной одинаковой.
В данной статье хотим представить несколько игровых методов и приёмов с блоками Дьенеша по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Они помогут сформировать у дошкольников умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать связи между явлениями. Благодаря использованию логических блоков Дьенеша интерес к составлению описательных рассказов будет более устойчивым.
Но перед тем, как приступить к описательным рассказам, необходимо провести подготовительную работу с помощью различных дидактических игр.
Педагог: Положите перед собой фигуры такого же цвета. (Задание можно менять: положите фигуры такой же формы или размера.)
Педагог: Положите перед собой фигуру такого же цвета и формы. (Задание можно менять: такой же формы и размера, такого же размера и цвета.)
Педагог: Положите перед собой такую же фигуру по форме, но другого цвета. (Задание можно менять: такую же по форме, но другого размера, такого же размера, но другого цвета.)
Педагог: На ощупь найди в мешочке только круглые фигуры. (Задание можно менять: только квадратные, только треугольные или прямоугольные.)
Педагог: Выбери любую фигуру в мешочке, на ощупь попробуй описать её форму и размер. Представь, какого она может быть цвета. (Ребёнок выполняет задание, а затем проверяет своё описание, вытащив фигуру из мешочка.)
Когда дети освоят выполнение простейших заданий с блоками Дьенеша, можно переходить к организации непосредственной образовательной деятельности, которая направлена на составление описательных рассказов.
Педагог: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Сундучок.) В этом сундучке лежит для вас сюрприз. Давайте откроем его и посмотрим. (Педагог достаёт из сундучка картину и самодельную подзорную трубу.)
Педагог: Сегодня мы не просто будем смотреть на картину, но ещё и играть с ней. Вы готовы? (Да.) Но посмотрите, вся наша картина в пыли, ведь она долго лежала в сундуке. Давайте все вместе, дружно подуем на картину, чтобы вся пыль исчезла. (Дети выполняют задание.) Молодцы, теперь мы сможем хорошо рассмотреть, что изображено на картине. А для этого нам понадобится подзорная труба. (Педагог наводит подзорную трубу на картину.)
Педагог: Ребята, я вижу, что на полу лежит разноцветный коврик. Из каких элементов он состоит? (Из прямоугольников.) А какого они цвета? (Красные, синие, жёлтые.) Попробуйте сделать такой же коврик у себя на столе, используя логические блоки Дьенеша. (Дети выкладывают коврик из блоков прямоугольной формы, чередуя разные цвета. Далее подзорная труба передаётся любому ребёнку, он наводит её на картину, находит следующее изображение и пытается его описать.)
Педагог: Что ты видишь на картине? (Собаку.) Какая она? (Квадратная, большая, жёлтая.) Ребята, найдите фигуру, которая подходит под это описание и положите в нужное место на разноцветном коврике. (Дети выполняют задание. Подзорная труба передаётся следующему ребёнку.)
Педагог: Что ты видишь на картине? (Щенка.) Что он делает? (Спит рядом с мамой.) С какой стороны? (Справа от мамы.) Опиши этого щенка. (Квадратный, маленький, жёлтый.) Ребята, найдите фигуру, которая подходит под это описание и положите в нужное место рядом с мамой. (Дети выполняют задание. Подзорная труба передаётся следующему ребёнку.)
Педагог: Что ты видишь на картине? (Щенка.) Какой он? (Квадратный, маленький, синий.) Что он делает? (Играет с мячиком.) Опиши его. (Круглый, маленький, красный.) Ребята, найдите фигуры, которая подходят под это описание и положите в нужное место на разноцветном коврике. (Дети выполняют задание. Проводится физкультминутка.)
Педагог: Давайте вспомним всех персонажей нашей картины. (Педагог показывает один из блоков детям. Их задача – узнать персонажа и описать его по трём свойствам.)
Педагог: А теперь давайте проверим, сможете ли вы узнать героя нашей картины на ощупь. У меня в руках волшебный мешочек. Ваша задача – выбрать один блок и описать его по форме и размеру. Затем определить, кто это из персонажей картины и какого он цвета. (Ребята по очереди выполняют задание.)
Педагог: Какие вы молодцы! А кто желает составить рассказ по этой картине с помощью наших блоков? (Дети выполняют задание.)
Подобные занятия по развитию связной речи у детей дошкольного возраста могут разнообразить специальные альбомы для работы с логическими блоками Дьенеша. Когда дети накладывают цветные блоки на цветные изображения, они видят, как плоскостное изображение превращается в объёмный предмет. Они пробуют его описать, используя все четыре свойства предметов: форма, размер, цвет, толщина. В результате у дошкольников развивается творческое мышление и речевая активность.
*В помощь воспитателю. Прослушав вебинар Ольги Николаевны Сомковой «Актуальные проблемы коммуникативно-речевого развития современного дошкольника», вы сможете узнать особенности речевого развития детей разных возрастных групп и варианты использования блоков Дьенеша для каждой из них. Также в этом видео представлена подробная информация о специальных альбомах, которые помогут разнообразить работу с данным дидактическим пособием.
Блоки Дьенеша – это набор, который состоит из 48 логических блоков. Они различаются по четырём свойствам: форма (круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные), цвет (красные, синие, жёлтые), размер (большие и маленькие), толщина (толстые и тонкие). Особенность данного набора заключается в том, что среди фигур нет ни одной одинаковой.
В данной статье хотим представить несколько игровых методов и приёмов с блоками Дьенеша по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Они помогут сформировать у дошкольников умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать связи между явлениями. Благодаря использованию логических блоков Дьенеша интерес к составлению описательных рассказов будет более устойчивым.
Но перед тем, как приступить к описательным рассказам, необходимо провести подготовительную работу с помощью различных дидактических игр.
Дидактическая игра «Найди фигуру»
(У каждого ребёнка на столе лежит набор логических блоков Дьенеша.)Педагог: Положите перед собой фигуры такого же цвета. (Задание можно менять: положите фигуры такой же формы или размера.)
Педагог: Положите перед собой фигуру такого же цвета и формы. (Задание можно менять: такой же формы и размера, такого же размера и цвета.)
Педагог: Положите перед собой такую же фигуру по форме, но другого цвета. (Задание можно менять: такую же по форме, но другого размера, такого же размера, но другого цвета.)
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
(У педагога мешочек, в котором лежат разные блоки.)Педагог: На ощупь найди в мешочке только круглые фигуры. (Задание можно менять: только квадратные, только треугольные или прямоугольные.)
Педагог: Выбери любую фигуру в мешочке, на ощупь попробуй описать её форму и размер. Представь, какого она может быть цвета. (Ребёнок выполняет задание, а затем проверяет своё описание, вытащив фигуру из мешочка.)
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Педагог расставляет логические блоки в определённой последовательности. Дети стараются её запомнить. Затем педагог убирает одну фигуру, а дети должны вспомнить и описать недостающую фигуру по четырём свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Когда они освоят этот этап игры, можно увеличить количество «исчезающих» блоков.Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Педагог расставляет четыре предмета, среди которых есть один лишний. Например, три фигуры жёлтые, а одна красная; три фигуры квадратной формы, а одна круглая; три фигуры большие, а одна маленькая. Дети должны выбрать лишнюю фигуру и объяснить, по какому свойству она не подходит к остальным фигурам.Дидактическая игра «Загадка без слов»
Педагог показывает детям специальные карточки со знаками. Они подсказывают, какая фигура загадана. Используют три совместных свойства: например, форма, размер, толщина; цвет, форма, размер; цвет, форма, толщина. Задача детей – отгадать и показать данную фигуру.Когда дети освоят выполнение простейших заданий с блоками Дьенеша, можно переходить к организации непосредственной образовательной деятельности, которая направлена на составление описательных рассказов.
Педагог: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Сундучок.) В этом сундучке лежит для вас сюрприз. Давайте откроем его и посмотрим. (Педагог достаёт из сундучка картину и самодельную подзорную трубу.)
Педагог: Сегодня мы не просто будем смотреть на картину, но ещё и играть с ней. Вы готовы? (Да.) Но посмотрите, вся наша картина в пыли, ведь она долго лежала в сундуке. Давайте все вместе, дружно подуем на картину, чтобы вся пыль исчезла. (Дети выполняют задание.) Молодцы, теперь мы сможем хорошо рассмотреть, что изображено на картине. А для этого нам понадобится подзорная труба. (Педагог наводит подзорную трубу на картину.)
Педагог: Ребята, я вижу, что на полу лежит разноцветный коврик. Из каких элементов он состоит? (Из прямоугольников.) А какого они цвета? (Красные, синие, жёлтые.) Попробуйте сделать такой же коврик у себя на столе, используя логические блоки Дьенеша. (Дети выкладывают коврик из блоков прямоугольной формы, чередуя разные цвета. Далее подзорная труба передаётся любому ребёнку, он наводит её на картину, находит следующее изображение и пытается его описать.)
Педагог: Что ты видишь на картине? (Собаку.) Какая она? (Квадратная, большая, жёлтая.) Ребята, найдите фигуру, которая подходит под это описание и положите в нужное место на разноцветном коврике. (Дети выполняют задание. Подзорная труба передаётся следующему ребёнку.)
Педагог: Что ты видишь на картине? (Щенка.) Что он делает? (Спит рядом с мамой.) С какой стороны? (Справа от мамы.) Опиши этого щенка. (Квадратный, маленький, жёлтый.) Ребята, найдите фигуру, которая подходит под это описание и положите в нужное место рядом с мамой. (Дети выполняют задание. Подзорная труба передаётся следующему ребёнку.)
Педагог: Что ты видишь на картине? (Щенка.) Какой он? (Квадратный, маленький, синий.) Что он делает? (Играет с мячиком.) Опиши его. (Круглый, маленький, красный.) Ребята, найдите фигуры, которая подходят под это описание и положите в нужное место на разноцветном коврике. (Дети выполняют задание. Проводится физкультминутка.)
Педагог: Давайте вспомним всех персонажей нашей картины. (Педагог показывает один из блоков детям. Их задача – узнать персонажа и описать его по трём свойствам.)
Педагог: А теперь давайте проверим, сможете ли вы узнать героя нашей картины на ощупь. У меня в руках волшебный мешочек. Ваша задача – выбрать один блок и описать его по форме и размеру. Затем определить, кто это из персонажей картины и какого он цвета. (Ребята по очереди выполняют задание.)
Педагог: Какие вы молодцы! А кто желает составить рассказ по этой картине с помощью наших блоков? (Дети выполняют задание.)
Подобные занятия по развитию связной речи у детей дошкольного возраста могут разнообразить специальные альбомы для работы с логическими блоками Дьенеша. Когда дети накладывают цветные блоки на цветные изображения, они видят, как плоскостное изображение превращается в объёмный предмет. Они пробуют его описать, используя все четыре свойства предметов: форма, размер, цвет, толщина. В результате у дошкольников развивается творческое мышление и речевая активность.
*В помощь воспитателю. Прослушав вебинар Ольги Николаевны Сомковой «Актуальные проблемы коммуникативно-речевого развития современного дошкольника», вы сможете узнать особенности речевого развития детей разных возрастных групп и варианты использования блоков Дьенеша для каждой из них. Также в этом видео представлена подробная информация о специальных альбомах, которые помогут разнообразить работу с данным дидактическим пособием.
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку