"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Движение — это жизнь!
Занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, построены так, чтобы по двигательной активности эти дети были максимально приближены к своим сверстникам. Для достижения положительных эмоций занятия проводятся в игровой форме, учитывая принцип «от простого — к сложному». Очень эффективны занятия, проведённые совместно с родителями
У всех детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, начиная с самых лёгких случаев и заканчивая тяжёлыми, имеются общие типичные моменты нарушения правильного положения тела: неправильная регуляция мышечного тонуса; отсутствие реакции опоры; патологическая активность врождённых тонических рефлексов; неумение владеть своим телом (отсутствие координации).
Двигательным нарушениям часто сопутствуют различные нарушения функций других анализаторов (зрения, слуха), нарушения познавательной и речевой деятельности. Но, несмотря на определённые двигательные расстройства, недостатки интеллектуального развития, особенности формирования личности, имеются значительные потенциальные возможности для развития у этих детей как высших психических функций, так и компенсаторных возможностей двигательных расстройств.
Для этого, начиная с младшей группы, мы проводим с детьми психокоррекционные занятия, в которых применяем когнитивные и двигательные методы коррекции в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния. В комплексы упражнений входят такие обязательные элементы, как: дыхательные упражнения, элементы массажа и самомассажа; знакомство с навыками релаксации и саморегуляции; растяжки; формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий; развитие мелкой и крупной моторики; освоение телесного пространства; освоение внешнего пространства; развитие слухового, зрительного и тактильного гнозиса и другие.
Предлагаем примерный сценарий проведения совместной деятельности специалиста с детьми и комплекс упражнений для детей младшей и средней группы «Освободим из волшебного плена диких животных».
Установка: злой волшебник в волшебном лесу украл и спрятал лесных животных.
Шаг 1. Сначала дети вспоминают, каких диких лесных животных они знают, чем эти животные похожи друг на друга и чем отличаются, какие у них есть части тела. А также демонстрируют движения животных: заяц прыгает, медведь топает и т.д.
Шаг 2. Чтобы перелететь волшебные границы, нужно стать лёгкими, как шарики. Для этого дети делают дыхательную гимнастику:
- Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка всё больше выдавалась вперёд (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объём легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 секунд задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки. В конце выдоха грудь опускается. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.
- Сесть на пол, скрестив ноги (детям с нарушением опорно-двигательного аппарата рекомендуется сидеть «по-турецки»), спина прямая. Со вдохом поднять руки вверх над головой и с выдохом опустить их вниз, на пол перед собой, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребёнка дышать правильно.
Упражнение «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замёрзли: разминаются три раза сверху вниз (по вертикали) возвратно-поступательным движением массируются в другом направлении (по горизонтали). При этом пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперёд.
Упражнение «Весёлые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Вращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
Шаг 4. Дети произносят «заклинание» с помощью пальчиковой гимнастики.
Сила, сила приходи. Всех друзей освободи:
Ёжика и мишку, зайчика-трусишку, (Сжимают-разжимают кулачки, как бы собирая всех к себе.)
Волка и лису, рыжую красу. (Перечисляя животных, загибают по одному пальцу.)
Белочка-красавица детям тоже нравится,
Лось, енот, барсук, олень
Нам друзей спасать не лень. (Руки, собранные в кулачки, на последнем слоге открываются.)
Все мы будем смелыми, сильными, умелыми. (Сжать кулаки, поднять руки вверх, как у силача, пошевелить пальчиками.)
Шаг 5. Дети отправляются в полёт, выполняя следующие действия самолёта:
- Самолёт машет правым крылом и летит направо, машет левым крылом и летит налево.
- Самолёт машет правым крылом и летит налево, машет левым крылом и летит направо.
- И, наконец, приземляется в волшебном царстве-государстве.
- «Пройти по следам» (наступать только на выложенные определённым образом следы).
- «Перейти горы» (перелезть через препятствие, например, два составленных рядом детских кресла или стула).
- «Перейти через бурную речку» (проход по узкой дощечке).
- «Пройти болото» (перепрыгивание с кочки на кочку и двумя ногами через кочку).
- Пролезть под стульями на четвереньках в «кротовый ход». Следует чётко чередовать движения рук и ног, ползать как передом, так и задом.
- Проползти по-пластунски под верёвочным лабиринтом — «липкой паутиной». Также необходимо отслеживать чёткое чередование рук и ног.
- Перешагнуть через «липкую паутину» (верёвочный лабиринт).
- «Проползти через пещеру» (труба) и пролезть в «узкую нору» (сложенный гимнастический коврик).
- «Переплыть (по-пластунски) широкую реку».
- «Залезть на высокое дерево» (шведская стенка).
- «Отдохнуть и порезвиться на полянке». Ребёнок свободно двигается, делает какие-либо упражнения. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока педагог не предложит ему продолжить. По такому же принципу построено известное упражнение «Море волнуется раз».
Заканчивается путешествие «спасением зверей» из пальчикового бассейна с горохом. Необходимо найти и назвать спасённых зверей.
Шаг 7. Дети возвращаются домой на ковре-самолёте. Для достижения расслабленного состояния педагог спокойным голосом проговаривает: «Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт; ковёр плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивается, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра. Постепенно ковёр-самолёт начинает снижаться и приземляется в нашей комнате. (Следует пауза.) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаём».
Занятия заканчиваются громкими аплодисментами «спасателям».
Оксана Антонова, старший воспитатель, учитель-дефектолог
Ирина Муковозова, учитель-дефектолог ГБОУ СОШ № 218, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Шпионские страсти
- ИгрушкаПоиск - найди свою игрушку!
- Игровые наборы по методике Марии Монтессори
- Зимние радости
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии