"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Мудрые советы, мудрёная наука
Методические рекомендации для педагогов к обучающей игре Татьяны Барчан
В русском языке есть группа слов, которые очень близки по произношению и написанию, но имеют тонкие смысловые различия. Тонкие, но очень существенные! В речи эти слова никогда не могут заменять друг друга в одном контексте. Например, пара слов «доходный» и «доходчивый». Доходный – это тот, который приносит прибыль. А что станет с прибылью, если мы используем слово «доходчивый»? Доходчивый – это ясный для восприятия, понятный. Чувствуете разницу? Такая же ситуация может произойти с парами слов: «ветреный – ветряной», «высокий – высший» и другими.
Иногда взрослые и дети сталкиваются с неумением различать паронимы, что считается признаком невысокой речевой культуры. В речи старших дошкольников и младших школьников часто присутствуют паронимические ошибки, но это вполне закономерно – дети такого возраста ещё находятся в стадии овладения языком. Одна из самых распространённых ошибок – это неразличение глаголов «одеть» и «надеть», а как часто мы путаем слова «роспись» и «подпись».
Несмотря на то, что в начальной школе не изучают термин «паронимы», дети постоянно с ними сталкиваются на практике. Только в четвёртом классе обучающиеся знакомятся с такими паронимическими парами, как «написать – описать», «обсудить – осудить», «предоставить – представить». И как правило, только с помощью контекста дети определяют сочетательные возможности данных слов. Работа с паронимами даёт возможность научиться точно выражать свои мысли, выбирать не «примерно такое» слово, а именно то, которое нужно, и хорошо понимать его значение; помогает совершенствовать фонематический слух и может служить средством профилактики и коррекции дисграфии. Все эти задачи можно решать с помощью лото «Мудрые советы, мудрёная наука» уже в старших группах детсада.
Учебно-игровое пособие «Мудрые советы, мудрёная наука» – это набор, состоящий из 24 игровых поля с сюжетами, 48 карточек со словами из «толкового словаря» и 48 карточек с существительными. Задача игроков – подобрать созвучным прилагательным их толкование и определить, какие из предложенных существительных могут образовать с ними правильные словосочетания.
Данное задание не из простых, поэтому педагог сам выбирает форму занятий (в зависимости от возраста и опыта игроков). Основная задача участников – не просто первыми собрать все карточки, а проникнуться возможностями русского языка, прочувствовать тонкие смысловые значения слов, сохранить нашу живую, яркую и образную речь!
В комплекте игры идут карточки двух цветов: на зелёных карточках даётся словарное значение того или иного прилагательного, входящего в паронимическую пару, на оранжевых – по три существительных, которые можно объединить одним определением.
Игра начинается с заполнения зелёных полей. Ведущий читает толкование слова, а игроки в это время должны найти у себя карточку с соответствующим прилагательным. В это время ведущий обязательно обсуждает с детьми тонкости значения данного слова, ведь среди них немало таких, которые легко перепутать между собой, причём не только в рамках паронимических пар. Если даже обсуждение не помогло прийти к общему решению, ведущий рекомендует обратиться за помощью к толковому словарю. Тем самым данная игра способствует формированию у обучающихся ещё одного важного навыка – работа со словарём.
Во время зачитывания слов на зелёных карточках дети должны быть сконцентрированы, таким образом, игра способствует не только расширению активного словарного запаса, но и развитию внимания и навыка сосредотачиваться на определённом задании.
Пример выполнения данной части задания. Педагог читает толкование – «проживший один год после рождения». В ходе обсуждения дети определяют, что данное толкование подходит к прилагательному «годовалый». Или, если работать паронимическими парами, педагог читает следующее толкование – «рассчитанный на один год; получающийся к концу года». Здесь уже дети определяют, что данное толкование подходит к прилагательному «годовой».
Когда работа с зелёными карточками завершится, ведущий переходит к оранжевым карточкам. Задача игроков – подобрать определение, объединяющее три данных существительных, и найти, у кого на игровом поле есть соответствующее слово.
Пример выполнения данной части задания. Продолжим на примере тех прилагательных, о которых мы говорили выше. Педагог зачитывает оранжевую карточку со словами «отчёт, запас, оценка». Дети самостоятельно или в ходе обсуждения определяют, что данные существительные подходят к прилагательному «годовой». Когда педагогу попадётся карточка со словами «щенок, ребёнок, бычок», дети с лёгкостью смогут определить и запомнить, что с данными существительными употребляется прилагательное «годовалый».
На игровом поле есть подсказки: одно из существительных на оранжевой карточке представлено на рисунке. Так, в приведённом примере подсказкой будет нарисованные на игровом поле с парой «годовалый – годовой» ребёнок и мешок с деньгами.
В ходе игры или после заполнения всех игровых полей обучающимся можно дать дополнительное задание: к каждому прилагательному из паронимической пары подобрать свои примеры существительных, то есть составить минимальный диагностический контекст для различения паронимов. Если словосочетания для этого оказывается недостаточно, контекст можно расширить. Задача игрока – показать, чем одно прилагательное отличается от другого, и как они употребляются. Или дать дополнительное задание на словообразование: разобрать слова-паронимы по составу, подобрать прилагательные, в которых есть те же суффиксы с аналогичным значением. Например, «груз-н-ый» – «реч-н-ой», «душ-н-ый»; «груз-ов-ой» – «винт-ов-ой», «шар-ов-ой».
Несмотря на то, что в школьной программе тема «Паронимы» практически не изучается, при выполнении заданий ЕГЭ обучающиеся сталкиваются с необходимость продемонстрировать свои знания в этой теме. Поэтому игра «Мудрые советы, мудрёная наука» позволяет на практике изучить употребление созвучных слов и создать контекст, выявляющих их значение. С её помощью можно отработать и проверить навыки обучающихся в употреблении похожих по звучанию, но разных по значению слов. Игра идеально подходит для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, для уроков русского языка в начальной школе, дополнительных занятий, а также для подготовки детей к олимпиадам.
В русском языке есть группа слов, которые очень близки по произношению и написанию, но имеют тонкие смысловые различия. Тонкие, но очень существенные! В речи эти слова никогда не могут заменять друг друга в одном контексте. Например, пара слов «доходный» и «доходчивый». Доходный – это тот, который приносит прибыль. А что станет с прибылью, если мы используем слово «доходчивый»? Доходчивый – это ясный для восприятия, понятный. Чувствуете разницу? Такая же ситуация может произойти с парами слов: «ветреный – ветряной», «высокий – высший» и другими.
Иногда взрослые и дети сталкиваются с неумением различать паронимы, что считается признаком невысокой речевой культуры. В речи старших дошкольников и младших школьников часто присутствуют паронимические ошибки, но это вполне закономерно – дети такого возраста ещё находятся в стадии овладения языком. Одна из самых распространённых ошибок – это неразличение глаголов «одеть» и «надеть», а как часто мы путаем слова «роспись» и «подпись».
Несмотря на то, что в начальной школе не изучают термин «паронимы», дети постоянно с ними сталкиваются на практике. Только в четвёртом классе обучающиеся знакомятся с такими паронимическими парами, как «написать – описать», «обсудить – осудить», «предоставить – представить». И как правило, только с помощью контекста дети определяют сочетательные возможности данных слов. Работа с паронимами даёт возможность научиться точно выражать свои мысли, выбирать не «примерно такое» слово, а именно то, которое нужно, и хорошо понимать его значение; помогает совершенствовать фонематический слух и может служить средством профилактики и коррекции дисграфии. Все эти задачи можно решать с помощью лото «Мудрые советы, мудрёная наука» уже в старших группах детсада.
Учебно-игровое пособие «Мудрые советы, мудрёная наука» – это набор, состоящий из 24 игровых поля с сюжетами, 48 карточек со словами из «толкового словаря» и 48 карточек с существительными. Задача игроков – подобрать созвучным прилагательным их толкование и определить, какие из предложенных существительных могут образовать с ними правильные словосочетания.
Данное задание не из простых, поэтому педагог сам выбирает форму занятий (в зависимости от возраста и опыта игроков). Основная задача участников – не просто первыми собрать все карточки, а проникнуться возможностями русского языка, прочувствовать тонкие смысловые значения слов, сохранить нашу живую, яркую и образную речь!
В комплекте игры идут карточки двух цветов: на зелёных карточках даётся словарное значение того или иного прилагательного, входящего в паронимическую пару, на оранжевых – по три существительных, которые можно объединить одним определением.
Игра начинается с заполнения зелёных полей. Ведущий читает толкование слова, а игроки в это время должны найти у себя карточку с соответствующим прилагательным. В это время ведущий обязательно обсуждает с детьми тонкости значения данного слова, ведь среди них немало таких, которые легко перепутать между собой, причём не только в рамках паронимических пар. Если даже обсуждение не помогло прийти к общему решению, ведущий рекомендует обратиться за помощью к толковому словарю. Тем самым данная игра способствует формированию у обучающихся ещё одного важного навыка – работа со словарём.
Во время зачитывания слов на зелёных карточках дети должны быть сконцентрированы, таким образом, игра способствует не только расширению активного словарного запаса, но и развитию внимания и навыка сосредотачиваться на определённом задании.
Пример выполнения данной части задания. Педагог читает толкование – «проживший один год после рождения». В ходе обсуждения дети определяют, что данное толкование подходит к прилагательному «годовалый». Или, если работать паронимическими парами, педагог читает следующее толкование – «рассчитанный на один год; получающийся к концу года». Здесь уже дети определяют, что данное толкование подходит к прилагательному «годовой».
Когда работа с зелёными карточками завершится, ведущий переходит к оранжевым карточкам. Задача игроков – подобрать определение, объединяющее три данных существительных, и найти, у кого на игровом поле есть соответствующее слово.
Пример выполнения данной части задания. Продолжим на примере тех прилагательных, о которых мы говорили выше. Педагог зачитывает оранжевую карточку со словами «отчёт, запас, оценка». Дети самостоятельно или в ходе обсуждения определяют, что данные существительные подходят к прилагательному «годовой». Когда педагогу попадётся карточка со словами «щенок, ребёнок, бычок», дети с лёгкостью смогут определить и запомнить, что с данными существительными употребляется прилагательное «годовалый».
На игровом поле есть подсказки: одно из существительных на оранжевой карточке представлено на рисунке. Так, в приведённом примере подсказкой будет нарисованные на игровом поле с парой «годовалый – годовой» ребёнок и мешок с деньгами.
В ходе игры или после заполнения всех игровых полей обучающимся можно дать дополнительное задание: к каждому прилагательному из паронимической пары подобрать свои примеры существительных, то есть составить минимальный диагностический контекст для различения паронимов. Если словосочетания для этого оказывается недостаточно, контекст можно расширить. Задача игрока – показать, чем одно прилагательное отличается от другого, и как они употребляются. Или дать дополнительное задание на словообразование: разобрать слова-паронимы по составу, подобрать прилагательные, в которых есть те же суффиксы с аналогичным значением. Например, «груз-н-ый» – «реч-н-ой», «душ-н-ый»; «груз-ов-ой» – «винт-ов-ой», «шар-ов-ой».
Несмотря на то, что в школьной программе тема «Паронимы» практически не изучается, при выполнении заданий ЕГЭ обучающиеся сталкиваются с необходимость продемонстрировать свои знания в этой теме. Поэтому игра «Мудрые советы, мудрёная наука» позволяет на практике изучить употребление созвучных слов и создать контекст, выявляющих их значение. С её помощью можно отработать и проверить навыки обучающихся в употреблении похожих по звучанию, но разных по значению слов. Игра идеально подходит для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, для уроков русского языка в начальной школе, дополнительных занятий, а также для подготовки детей к олимпиадам.
Дарья Маркова, кандидат филологических наук
Рекомендуем почитать
- Сказочный мир
- Игрушки компании "Строим вместе счастливое детство"
- Темперные краски ALPINO замешаны на вдохновении
- Всероссийский конкурс для образовательных учреждений «Лучшая игротека в образовательном пространстве»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку