"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
В саду яблоня растёт
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы
Знакомим читателей с опытом изображения парами детей яблони на прозрачных мольбертах. В подборе пар участвует педагог-психолог, что позволяет учитывать, как изобразительные умения и навыки дошкольников, так и их темперамент, обеспечивая ситуации взаимопонимания и взаимопомощи.
Цель: учить создавать художественный образ яблони средствами изобразительной деятельности на прозрачных мольбертах.
Обучающие задачи: расширять представления о сезонных изменениях яблони; учить рисовать её на прозрачных мольбертах в паре, использовать технику отпечатывания штампами, рисования пальцами и валиком.
Развивающие задачи: развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, коммуникативные навыки; точные движения рук и мелкую моторику пальцев; формировать произвольное поведение.
Воспитательные задачи: воспитывать умение замечать красоту разных образов яблони; уважительное отношение к сверстникам.
Оборудование: мультипроектор, экран, музыкальный центр, ноутбук, прозрачные мольберты – 5шт.
Демонстрационный материал: презентация «Яблоня»; пособие «Времена года», чёрный ящик с яблоками; аудиозаписи фрагментов из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, мелодии «Ra-Ta-Ta», прозрачный мольберт, набор карточек «Выросла яблоня» для упражнения «Что сначала, что потом?».
Раздаточный материал: разрезанные на две части изображения яблок – 5 шт.; малярные валики, гуашь, круглые кисти № 5, штампы-листья из пенопласта, целлофановые пакеты, аппликативные изображения зелёных и красных яблок, цветов яблони, снегирей.
Предварительная работа: беседа «Времена года»; раскрашивание и вырезывание аппликативных изображений яблок, птиц и цветков, рассматривание иллюстраций к сказкам «Гуси-лебеди», «Хаврошечка»; выполнение коллективной аппликации «Яблоня».
Ход деятельности
(Педагог приветствует детей и обращает их внимание на отсутствие на столах бумаги.)
Педагог: На чём, кроме бумаги, можно порисовать?
Дети: На асфальте. На песке. На доске и на камне.
Педагог: Хотите порисовать на стекле? Давайте попробуем! (Дети выражают интерес.). Что мы будем рисовать? Вы узнаете это, если отгадаете, что находится в чёрном ящике. (Звучит музыка «Ra-Ta-Ta», педагог выносит чёрный ящик и загадывает загадку.)
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
Откусишь - сладко. (Дети называют яблоко.)
Педагог: Откуда берутся яблоки? (Дошкольники отвечают на этот и следующие вопросы.) Какими они бывают? Кто из вас любит яблоки? Кто видел, как растут яблоки? Где это было? Как вы думаете, яблоня летом и зимой одинаковая? (Теперь после ответов на каждый вопрос педагог демонстрирует соответствующие слайды презентации, чтобы дошкольники смогли проверить правильность своих ответов и выводов, самостоятельно дополнить их.)
Какая яблоня летом? Как она выглядит зимой? Какая яблоня весной? Какая она осенью? (Отвечая на вопросы, дети демонстрируют следующие представления: в течение года внешний вид яблони изменяется; ствол и ветки медленно растут, поэтому мало изменяются за год; весной на дереве мало листьев и много цветов; летом на яблоне много зелёных листьев и неспелых яблок; к концу лета яблоки поспевают; а листья на яблоне начинают желтеть; зимой ветви яблони укрывает снег, в поисках оставшегося яблочка к ней прилетают птицы.)
Педагог: Предлагаю вам разложить на столах картинки в правильной последовательности. Что было с яблоней сначала, что потом? (Дети располагают изображения, демонстрируя представления о сезонных изменениях яблони. Затем педагог проводит с ними подвижную игру «Яблоня и дети».)
Педагог: Сегодня мы нарисуем яблоню в разное время года на прозрачных мольбертах. Выполнять рисунки будем в парах необычными способами. (Педагог раздаёт дошкольникам по одной части изображения яблока, заранее определив для себя пары, и предлагает составить из них картинки. Сложившие целое яблоко дети оказываются в одной паре.) Ребята, договоритесь, кто из вас будет рисовать ствол, кто ветки и с какой стороны. (Дети обсуждают ситуацию и принимают решения. Педагог располагает между столами дерево из пособия «Времена года» и таким образом определяет, какую яблоню будет рисовать каждая пара детей. Звучит музыка П.И. Чайковского. Дошкольники готовят необходимые для рисования краски.)
Педагог: Посмотрите, как можно нарисовать ствол дерева малярным валиком. (Педагог демонстрирует, как набрать на валик краску и, проводя им сверху вниз по стеклу, изобразить ствол. Затем с помощью кисти он рисует толстые ветви, отходящие от ствола в стороны и вверх.) Как при помощи одной и той же кисти нарисовать ветви разной толщины?
Дети: Если сильно нажать на кисть, то получатся толстые ветки. Если нажать слабо, то получатся ветки потоньше. Совсем тонкие ветви можно прорисовать кончиком кисти. (Педагог обращает внимание дошкольников на соразмерность ствола и веток на рисунке. Дети приступают к самостоятельному рисованию, по мере необходимости взрослый оказывает им помощь.)
Педагог: Подумайте, как можно изобразить листья яблони без кисточки. (Дети указывают на штампы из пенопласта и располагают на дереве их отпечатки-листья, выбрав краску в соответствии со временем года. Педагог показывает, как можно изобразить пушистый снег, зелёную и жёлтую траву скрученным в комочек целлофановым пакетом, если предварительно окунуть его в краску, или нанесли её сверху пакета кисточкой. Дошкольники продолжают рисовать.)
Педагог: Все изображения яблок, птиц и цветов можно прикрепить на ещё невысохшую краску. (Дети по желанию дополняют свои рисунки деталями при помощи пальцев и кисти. После завершения рисования они вместе с педагогом рассматривают все работы, делятся впечатлениями о них и своей деятельности в парах.)
Дети: Понравилось рисовать на стекле. Не боялся испачкаться краской. Радовались вместе тому, что яблоня получилась красивая. Научились рисовать разными предметами. (Педагог угощает детей яблоками из чёрного ящика.)
Елена Перегудова, педагог доп. образования
МКДОУ Нововоронежский детский сад № 5,
г.о. Нововоронеж, Воронежская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии