"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Печенье для Миньонов
Многофункциональная дидактическая игра для дошкольников 3- 7 лет
Развитие мелкой моторики рук ребёнка способствует его нервно-психическому и физическому развитию, позволяет успешно осваивать навыки самообслуживания, рисовать и лепить, использовать в играх конструкторы. В связи с этим в работе с детьми нужно уделять внимание целенаправленной работе по развитию тонкой моторики пальцев рук, формированию координированных движений рук при зрительном контроле и захвата предметов разными способами. Хочу представить читателям опыт использования для решения этих задач нестандартного оборудования в ходе придуманной мною дидактической игры «Печенье для Миньонов».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Задачи: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в игровой деятельности; обогащать словарный запас, развивать связную речь; закреплять прямой и обратный порядковый счёт в пределах первого и последующих десятков, состав чисел первого и второго десятков, представления о форме геометрических фигур; формировать понятие о гендерной принадлежности; организовать условия для эмоционально комфортного состояния дошкольников; показать родителям возможность организации дома игр для развития мелкой моторики рук детей.
Оборудование. Миньоны выполнены нами из упаковок от игр и обвязаны крючком. Косички сделаны из остатков пряжи и завязаны небольшими ленточками. Ротовые отверстия Миньонов имеют разную форму - квадрата, прямоугольника и треугольника. Пищей для Миньонов служит печенье в виде деталей пластмассового конструктора также прямоугольной, квадратной и треугольной формы.
Ход игры
В ходе первого знакомства с игрушками Миньонами дети вместе придумывают им имена: девочка Сима, мальчики Тим и Том. Дети рассматривают Миньонов и рассказывают, как они выглядят, чем отличаются друг от друга. Например, ребёнок по желанию описывает одного Миньона по выбору, используя при этом предложенный взрослым план: 1) пол и имя Миньона, 2) его внешний вид: количество глаз; цвет комбинезона или юбочки, шляпки, шнурков; 3) форма рта; 4) как можно поиграть с Миньоном.
Другие дети всегда могут дополнить рассказ ребёнка. Дошкольники любят рассказывать о Миньонах и долго не теряют к ним интерес. Некоторым «своим» Миньонам они приписывают даже какие-то черты характера и привычки. У многих детей есть свои любимые Миньоны, которых они не забывают покормить утром, сразу после прихода в детский сад.
В игровой ситуации дошкольники осваивают правильное выполнение игровых упражнений. Надо покормить Миньонов, но каждый из них питается только своим печеньем! Рассматриваем с детьми печенья и выясняем, что они отличаются цветом и формой, а накормить Миньона можно, если форма его рта и печений совпадают.
С учётом этих выводов дети выбирают печенья для каждого Миньона. Заметим, что при использовании деталей конструктора с пластмассовыми закругленными иголочками подушечек пальцев рук испытывают своеобразные массажные воздействия, которые стимулируют их движения. Осваиваем правильное кормление Миньонов: печенье нужной формы ребёнок подносит ко рту игрушки и указательным пальцем с небольшим усилием проталкивает внутрь. Постепенно усложняем задание: ребёнок учится кормить Миньона печеньем не только указательным пальцем, а всеми пальцами поочередно, вначале пальцами правой руки, затем левой.
Когда это игровое упражнение освоено, предлагаем сосчитать количество печений. Например, на завтрак надо дать 3 печенья, на обед 5 печений и на ужин 2 печенья. Задаём детям вопросы: Сколько печений нужно взять для завтрака и обеда? Сколько всего печений понадобится для 3-х кормлений? Благодаря этому упражнению дошкольники начинают прекрасно ориентироваться в составе числа и цифрах, поэтому постепенно количество печений увеличиваем.
Например, если в день Миньону-девочке надо дать всего 20 печений, то это количество надо разделить на три раза – на завтрак, обед и ужин. Дети сами рассчитывают, сколько они дадут за один раз, учитывая принципы здорового питания: утром печений должно быть меньше, чем в обед, а вечером самое меньшее количество. Таким образом развивается речь и мышление ребёнка, у него формируются начальные математические представления.
Задания вновь усложняем, когда кормление Миньонов детьми освоено. Предлагаем привести Миньонов в порядок: завязать шнурки, застегнуть пуговки на штанишках. Симу надо ещё и заплести, затем завязать ленточки на косичках. Застегивание пуговиц большинство детей осваивает сравнительно легко, дольше и труднее этим овладевают дети с ОВЗ, но и они с интересом осваивают выполнение задания.
Завязывание шнурков тяжело даётся даже старшим дошкольникам с нормой развития. Детям с ОВЗ научиться этому ещё сложнее. Но как оставить Симу без косичек! Приходится учиться плести косички. Отмечу, что все наши выпускники-дошкольники умеют заплетать косички и завязывать шнурки.
Можно предложить дошкольникам следующие упражнения с Миньонами:
- расскажи о любимом (или любом) Миньоне по схеме; в дальнейшем, предлагаем составить описательный рассказ без схемы;
- заплети девочке косички;
- завяжи девочке ленточки;
- застегни пуговки на штанишках и юбочке;
- завяжи всем Миньонам шнурки;
- найди печенья для Симы (Тима или Тома);
- отбери 5 печений, которые подходят для Тома (Симы или Тима); можно предложить отобрать любое другое количество печений, которое дети уже умеют обозначать числом и цифрой;
- покорми Миньона печеньями;
- рассчитай количество печений на 3 кормления и покорми Миньона завтраком (обедом, ужином).
Остановимся на результатах игр с Миньонами, которые мы наблюдали в группе. У детей развиваются ловкость и точность движений пальцев рук, движения кистей рук становятся менее скованными. Дошкольники успешнее справляются с выполнением продуктивной деятельности и быстрее овладевают навыками самообслуживания. Они уверенно считают и с интересом составляют рассказы описательного характера. Всё это свидетельствует о правильном выборе игровых средств для достижения поставленной цели.
Надежда Смотрова, воспитатель
МБДОУ д/с № 35,
г.о. Красногорск Московской обл.
Рекомендуем почитать
- Комментарии