"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Игры в тёмной сенсорной комнате
В нашем детском саду функционирует сенсорная комната, в которой проходят занятия с детьми, родительские собрания, тренинги и сеансы релаксации для педагогов и родителей воспитанников. Оборудование комнаты способствует не только сенсорному развитию дошкольников, но и благоприятно воздействует на нервную систему детей с ОВЗ, гармонизируя её в зависимости от индивидуальных потребностей каждого ребёнка.
Хочу поделиться с читателями некоторыми играми, которые применяю в работе с детьми в тёмной сенсорной комнате с полным комплектом оборудования.
Сила воды
Дети сидят в кругу, педагог предлагает им назвать свойства и качества воды: холодная-горячая, чистая-грязная, прозрачная-мутная и другие. Он выясняет представления детей о местонахождении воды в природе (в ручейках, реках, озёрах, и других источниках); дома (в водопроводных трубах, вазах с цветами, кувшинах и других ёмкостях); в сенсорной комнате - в пузырьковых колоннах.Педагог сообщает о чудесной способности воды наполнять организм человека жизненной силой и энергией. Под звуки журчания ручья он предлагает сесть и расслабиться, глядя на подсвеченную воду в пузырьковых колоннах. Через некоторое время ведущий спрашивает, что дети чувствовали, о чём думали, удалось ли им наполниться волшебной силой воды.
Медвежонок и море
Ведущий знакомит детей с игрушечным лесным медвежонком и рассказывает о его мечте побывать на море. Под звуки шума моря он предлагает осуществить мечту гостя. Дети с помощью вопросов педагога рассказывают о том, каким бывает море. Они по очереди нажимают на кнопку и меняют цвет подсветки пузырьковых колонн, передают свои ощущения от мысленного посещения морского пляжа. Педагог предлагает дошкольникам высказать своё мнение о том, сбылась ли мечта медвежонка и о чём мечтают сами дети.Полёт на ракете
Дети вместе с ведущим строят возле пузырьковых колонн ракету из стульев, подушек или мягких модулей и занимают свои места. Ведущий предлагает запустить ракету с помощью специальной команды в виде пальчиковой гимнастики:Ждут нас быстрые ракеты (дети сжимают и разжимают кулаки),
Для полёта на планеты (делают «домик» над головой).
На какую захотим (вращают руками перед грудью вперёд),
На такую полетим (вращают руками в обратную сторону)!
Педагог включает пузырьковые колонны и запись «космической» музыки. Ребёнок-капитан корабля нажимает на пульте для переключения цвета красную кнопку (на старт), затем жёлтую (внимание) и зелёную (пуск). Педагог включает проектор «Солар», который отображает движение космических тел. Во время «путешествия» дети фантазируют и отвечают на инициированные детьми или предложенные взрослым вопросы: Как называется планета? Какой там воздух? Есть ли на ней моря и леса? Кто на ней живёт и что делает? После возвращения педагог проводит релаксацию с дыхательной гимнастикой, дети выполняют по три глубоких вдоха носом и выдоха через рот.
Чудесный водопад
Дети стоят возле «сухого душа», ведущий предлагает каждому ребёнку взять в правую руку одну струйку и рассмотреть её. Затем по инструкции взрослого дошкольники в медленном темпе двигают фиброоптическое волокно в указанную сторону: влево, вправо, вверх или вниз и следят за ним глазами, не поворачивая голову. Когда в крайней точке направления движение волокна останавливается, нужно зафиксировать взгляд на 1-2 секунды.Летний дождь
Ведущий «превращает» детей в лягушат, которые мучаются от жары, потому что давно не было дождя: они сидят на корточках в напряжённой позе, руками упираются в пол перед собой, глаза широко раскрыты, губы сжаты и раздвинуты в улыбке. Через некоторое время педагог включает «сухой дождь» и запись звуков дождя, предлагает «лягушатам» встать под тёплые летние капли, встряхнуть руки и ноги, снимая напряжение, подставить под струи лицо, расслабиться. Затем он проводит рефлексию и выясняет, что дошкольники чувствовали сначала, что потом, какое состояние приятнее и почему.Светлячок
Ребёнок сидит на пуфике около «сухого душа». Педагог уточняет, что он знает о светлячках, предлагает познакомиться со светлячком и поиграть с ним. Под запись звуков леса взрослый включает фиброоптические волокна, и ведущий передаёт в руку ребёнка одну из струй, на конце которой горит огонёк – «светлячок». Взрослый сообщает, что на «светлячка» нужно подуть: сделать глубокий вдох носом с закрытым ртом, шумный выдох через открытый рот. После правильно выполненного выдоха «светлячок» гаснет. Игру повторяют 3-5 раз.Разбойники
Ведущий предлагает детям перевоплотиться в разбойников и спрятаться в струях «сухого душа», застыв в неподвижных позах. Стоять так нужно, пока играет тихая, спокойная музыка. Как только характер музыки меняется, «разбойники» выскакивают из убежища и танцуют, делая резкие, энергичные, размашистые движения. Под релаксационную, мелодичную музыку «разбойники» отдыхают, лёжа на ковре, и выполняют ритмичные дыхательные движения.Танцы фей
Педагог беседует с детьми о том, кто такие феи и какими они бывают - природы и искусств, человеческих чувств и мира рукотворных вещей; добрые и злые, светлые и тёмные. Он выясняет, какими феями хотелось бы стать детям, кем они себя представляют. Ведущий выясняет, как может танцевать добрая фея, какая музыка ей больше всего подходит. Затем предлагает представить злую фею, её лицо, фигуру, движения и рассказать, как она может танцевать, с каким выражением лица. Педагог включает проектор, зеркальный шар, пузырьковые колонны, установку для ароматерапии. Под мелодичную, нежную музыку дети изображают танец добрых фей, при этом движения их плавные, ритмичные, лица умиротворённые, добрые и весёлые. Когда характер музыки меняется, педагог надевает на проектор красную линзу, выключает пузырьковые колонны, и дети танцуют, как злые феи - с сердитым или агрессивным выражением лица, с резкими, аритмичными, размашистыми движениями. В конце упражнения дошкольники ложатся на спину на ковёр, сосредотачиваясь на своём дыхании.
Наталья Полагушина, педагог-психолог
МБДОУ № 101 г. Ульяновска
Рекомендуем почитать
- Spielwarenmesse
- Развитие дошкольников по пособиям «Истоки знаний»
- Море, море... только новое!
- Рисование светом в образовательном пространстве
- Комментарии