"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Знакомство с обитателями заповедника Утриш. Большая синица
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Региональный компонент содержания обучения способствует воспитанию человека, которому не безразлична судьба малой родины. Учитывая в педагогической работе его возможности для приобщения дошкольников к экологической культуре, можно эффективно решать педагогические задачи. Ярким и понятным для детей примером заботы о растениях и животных является защита их в природном заповеднике «Утриш». Этот заповедник - уникальный компонент природы нашего региона. Для развития познавательного интереса дошкольников к его обитателям, воспитания любви к родному краю и желания заботиться о его природе мной разработан проект «Заповедники Краснодарского края». Представим читателям журнала конспект организованной в рамках этого проекта НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с обитателем заповедника Утриш. Большая синица».
Цель: формировать экологические представления.
Обучающие задачи: закреплять общие представления о птицах; формировать представления о большой синице как представителе фауны региона.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к большой синице, внимание, память, речь, мышление; коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к изучению родного края.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.
Оборудование: ноутбук, интерактивный проигрыватель, аудиозаписи.
Демонстрационный материал: конверт, карта маршрута квеста, части разрезной картинки «Заповедник Утриш»; аудиозапись голосов птиц и звуков природы; презентация «Большая синица».
Раздаточный материал: предметные картинки: фасоль, пшено, яблоки, жучки, червяки, колбаса, торт, хлеб; альбомные листы, цветные карандаши.
Ход деятельности
(Дети собираются около воспитателя, он привлекает их внимание к лежащему на столе почтовому конверту.)
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от работников заповедника Утриш. Они пишут: «Здравствуйте, ребята! В нашем заповеднике живёт много птиц, но недавно прилетела ещё одна. Помогите нам узнать о ней!». (Педагог достаёт из конверта части разрезной картинки.) Как же мы сможем помочь?
Дети: Надо собрать картинку! (Дошкольники складывают картинку и замечают, что нескольких частей не хватает.)
Воспитатель: Ребята, на этой картинке наш заповедник Утриш. Вы знаете, что такое заповедник? Кто из вас был на Утрише с родителями? (Дети отвечают на вопросы.) Правильно, в заповеднике живут редкие животные и птицы. Интересно, какая птица прилетела на Утриш? Как найти недостающие части изображения? (Педагог достаёт из конверта карту квеста. ) Может быть, нам пригодится эта карта?
Дети: Мы можем идти по маршруту и выполнять задания. Наверное, там найдём части картинки. (Дошкольники рассматривают карту, обращают внимание на изображение цветка, который растёт в группе, и подходят к нему. Там они находят конверт с заданием.)
Воспитатель: Здесь написано: «Друзья, сейчас на доске появятся картинки, постарайтесь расставить их по порядку». (Дети выполняют упражнение «Что сначала, что потом» с изображениями яйца, птицы и её птенцов разного возраста.)
Воспитатель: Ребята, вы справились с этим заданием, и в конверте появился недостающий пазл. (Дети находят место пазла на изображении заповедника, затем рассматривают карту и называют музыкальный проигрыватель.)
Воспитатель: Как вы думаете, что это значит?
Дети: Нужно искать задание в музыкальном центре! (Дошкольники находят второй конверт с заданием.)
Воспитатель: Ребята, вам предлагают вспомнить, как звучат голоса разных птиц. Будьте внимательны! Если узнаете птичий голос, хлопайте в ладоши. (Педагог включает аудиозапись и проводит с детьми игру «Чьи голоса?». Среди звуков, которые издают собака, кошка, корова, лошадь, они выделяют голоса чаек, синицы, воробья.)
Воспитатель: Молодцы! Вы получаете ещё одну недостающую часть картинки. Мы всё ближе к отгадке! (Дети рассматривают карту и называют магазин. Они отправляются в центр сюжетно-ролевых игр, находят там конверт и достают из него картинки.)
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки и скажите, что съедят дикие птицы.
Дети: Птицы едят пшено, хлеб, кукурузу, насекомых, фрукты. (Педагог достаёт из конверта ещё одну недостающую часть картинки и передаёт её детям. Они складывают изображение полностью и рассматривают его вместе с педагогом.)
Воспитатель: Ребята, в конверте записка: «Когда выполните третье задание, посмотрите на волшебную доску». (Педагог предлагает детям удобно расположиться на ковре и демонстрирует на интерактивной доске слайд «Большая синица»). Давайте рассмотрим эту птицу. Называется она большая синица. Эта птица подвижная, энергичная, заметная. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у синицы лимонно-жёлтое с чёрной полосой, белые щёчки. Кто видел такую птицу? Где вы её видели? (Дети отвечают на вопросы. Педагог предлагает найти синицу среди других птиц на слайде «Птичья стайка».)
Воспитатель: Есть ли среди этих птиц большие синицы? Где они? (Дети находят синиц.) Большие синицы очень дружелюбные. Когда птенцы подрастают, они собираются в такие стайки. Среди них могут быть и другие птицы, как на этом слайде. Живёт большая синица в лесу, гнёздо вьёт высоко на дереве, а питается она мелкими семенами и насекомыми. (Педагог демонстрирует слайд «Синица с гусеницей».) Птица достаёт гусениц и жуков из-под коры тонких веток. Большие синицы не делают запасы на зиму. В холодное время года они прилетают поближе к людям. В городах эти птицы находят для себя еду на деревьях и в кормушках. (Педагог демонстрирует слайд «Синицы на рябине».)
Воспитатель: Давайте нарисуем большую синицу для нашей выставки. (Звучит аудиозапись «Звуки природы». Дети садятся за столы и рисуют, затем они рассматривают рисунки с воспитателем.) Вы молодцы, ребята! Справились со всеми приключениями и синички у вас замечательные получились! Вот какую птицу вы помогли разгадать работникам заповедника! Предлагаю одеться и отправится на прогулку, чтобы наполнить кормушки кормом для птиц.
Юлия Пиджоян, воспитатель МБДОУ
Д/с № 81 «Электроник», г. Новороссийск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии