"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Путешествие в осенний лес
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе для детей с ОНР
Представляю читателям конспект НОД старших дошкольников, которая проведена в рамках семинара-практикума для воспитателей массовых дошкольных групп с целью демонстрации возможностей решения задач речевого развития при формировании элементарных математических представлений.
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Обучающие задачи: закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10; упражнять в умении называть последующее и предыдущее число по отношению к названному или обозначенному цифрой; определять пропущенное число в числовом ряду; упражнять в решении задач на сложение путём прибавления единицы к последующему числу; закреплять представления о временах года и геометрических фигурах; совершенствовать умение ориентироваться на плоскости.
Развивающие задачи: развивать внимание, память, мышление, связную речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к математике.
Оборудование: магнитная доска, мольберт.
Демонстрационный материал: макеты деревьев, шишки, муляжи грибов, обруч с осенними листьями, картинки серии «В чём ошибся художник?» с изображением времён года, игрушки – белка, заяц, ёж, медведь; корзинка.
Раздаточный материал: корзиночки, цветной картон формата А5, пеналы со счётным материалом.
Ход деятельности
(Педагог предлагает детям встать в круг и отправиться в путешествие по осеннему лесу.)
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем. (Дети выполняют движения. Педагог привлекает их внимание к макетам находящихся в зале деревьев.)
Воспитатель: Давайте назовём эти деревья. Что за дерево растёт справа? Это дерево хвойное? Назовите дерево слева. Какое это дерево? Назовите дерево, которое растёт между дубом и клёном. (Дети отвечают на вопросы: они называют ель, дуб, клён и относят их к группе хвойных или лиственных деревьев.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, под ёлкой корзинка. (Дети достают корзинку с шишками.) Отгадайте загадку, и вы узнаете, чьи это запасы: в дупле живёт, шишки грызёт. (Дошкольники отгадывают, и педагог достаёт игрушечную белку из-за дерева.)
Воспитатель: Поможете белке сосчитать шишки? Сколько их? (Дошкольники выкладывают шишки на пол и хором считают их количество.) Белка просит сложить шишки обратно в корзинку. Сосчитайте их по порядку. (Дети складывают шишки в корзинку и хором выполняют порядковый счёт.) Молодцы! Продолжим путешествие. Ребята, что такое листопад? (Дошкольники объясняют значение слова.)
Воспитатель: Давайте поможем ветру подуть на листочки. (Дети подходят к педагогу, вдыхают носом воздух и дуют на подвешенные к обручу листья.)
Отгадайте, кто спрятался под ёлкой: скачет он, то тут, то там, по полям и по лесам. (Дошкольники называют зайца и находят его.) Заяц хочет поиграть с вами. Посмотрите, сколько листочков упало с клёна! (Педагог привлекает внимание детей к листьям с цифрами и проводит с ними игровые упражнения «Разложи цифры по порядку», «Какую цифру спрятали», «Назови соседние цифры». Заяц участвует в выполнении упражнений. Он часто ошибается, и дошкольники исправляют его ошибки.)
Воспитатель: Молодцы! Давайте отдохнём около дуба. (Дети садятся на ковёр, и педагог проводит с ними пальчиковую гимнастику «Вышли пальчики гулять».) Посмотрите, на этой полянке растут грибы. Отгадайте загадку и узнаете, кто хочет эти грибы собрать:
В иголках, но не сосенка. (Дошкольники называют ежа, и педагог достаёт игрушечного ежа.)
Воспитатель: Давайте поможем ёжику. Берите корзинки и внимательно слушайте.
И грибы нашёл:
Сначала два грибочка,
Потом один у пенёчка.
Ну-ка не зевайте,
Грибочки собирайте! (Дети собирают грибы в корзинки по условию задачи.)
Воспитатель: Сколько всего грибов в каждой корзинке? (Дети отвечают на вопрос. Затем по предложению педагога они перекладывают все грибы в одну большую корзинку.)
И грибочки он нашёл:
Сначала три грибочка,
И один у пенёчка.
Ну-ка, не зевайте,
Грибочки собирайте. (Дошкольники собирают грибы по условию задачи.)
Сколько всего грибов в каждой корзинке? Как получили число 4? (Дети отвечают на вопросы. Затем педагог проводит с ними подвижную паузу «Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов».)
Рыжая плутовка,
Всех обманет ловко. (Дети называют лису.)
Воспитатель: Давайте подойдём к мольберту и посмотрим, что нарисовала лиса. (Педагог берёт игрушечную лису на руки и привлекает внимание детей к картинкам серии «В чём ошибся художник?».)
Дети: Лиса перепутала времена года! На картинках есть ошибки. (Дошкольники говорят, что летом люди не катаются по снегу на лыжах, и зимой не летают бабочки, указывают на другие ошибки и поясняют, когда всё это может происходить.) Молодцы, не удалось лисе нас перехитрить.
В чаще он лесной живёт,
Сладкоежкою слывёт. (Дети называют медведя. Педагог предлагает им сесть за столы и демонстрирует игрушечного медведя.)
Давайте поможем медведю навести порядок в берлоге и разложить фигуры по местам. (Педагог загадывает загадки про квадрат, круг, прямоугольник и овал. После отгадывания каждой загадки дети располагают геометрическую фигуру на картоне там, где указал педагог. Например, в середине листа или в нижнем левом углу его. При необходимости педагог помогает детям.)
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой… (Дети выполняют движения и «возвращаются». Педагог обсуждает с ними, что понравилось в путешествии, что было трудным, что заинтересовало больше всего. Сюрпризный момент.)
Олесея Алушкина, воспитатель МБДОУ
№ 59 г. Салавата, Республика Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Детские железные дороги
- Технопарк - уникальный мир техники
- Стихи-загадки о породах собак
- Путешествие на остров сказок
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии