"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Игры и игрушки для формирования фонематического слуха
Наш детский сад посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, поэтому учителя-логопеды и воспитатели очень внимательно относятся к организации игровой развивающей среды. В каждой группе выделен Речевой центр, в котором представлен различный материал для развития у детей фонематического слуха, артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики; для расширения, уточнения и обогащения словаря, развития связной речи. Многие пособия Речевых центров педагоги обновляют в соответствии с лексическими темами логопедических занятий. Например, осенью здесь находятся разноцветные листья для упражнений на развитие дыхания, картотека связанных с осенней темой артикуляционных упражнений, среди которых «Беличий хвостик», «Вкусная брусника», «Грибы» и другие; картотека пальчиковых гимнастик «Ветер дует нам в лицо», «Мы капусту режем, режем», «Мы листики осенние»; тематические наборы картинок «Осень в городе», «В осеннем лесу», «Осенняя прогулка». Однако, учитывая невозможность представления в рамках журнальной статьи все инструменты, используемые педагогами в разных направлениях работы над развитием речи дошкольников, мы представим читателям важные для усвоения фонетической стороны речи игры и пособия, которые способствуют развитию фонематического слуха.
На этапе формирования у детей умения узнавать неречевые звуки в Речевом центре находятся детские музыкальные инструменты - бубен, барабаны, погремушки, дудочки, металлофон, колокольчики и другие; пособие «Шумовые кирпичики»; наполненные крупами, бусинами и монетами контейнеры из пластика. В привлекательно оформленную коробку собраны предметы, с помощью которых детям можно продемонстрировать шуршание, звон, скрип, глухие и звонкие удары и другие звуки. Это фольга, бумага; маленькие флаконы разной формы из-под духов, свистки; ложки и стаканчики из металла, дерева и фарфора; ёмкости для переливания воды, деревянные и металлические молоточки, палочки, иное «богатство». Мы используем эти игрушки и предметы для выполнения с детьми игровых упражнений «Угадай, что внутри», «Гремелки», «Какой колокольчик звенит?», «Угадай, где шуршит», «Найди кубик по звуку» и других. Поддерживаем интерес дошкольников к их выполнению с помощью введения в игру знакомых сказочных героев. Например, предлагаем подсказать кукле би-ба-бо Незнайке, что звучит за ширмой, и предъявляем стук деревянных ложек, удары мяча, звон колокольчика, шуршание фольги.
Для упражнений «Какая свистулька звучала», «Что за чем звучит» и других на дифференциацию игрушек с разным характером звучания размещаем в группе неваляшек, погремушки, мягкие кубики с вшитыми бубенцами, глиняные свистульки. Воспроизвести последовательность их звучания предлагаем детям сначала при опоре на зрительный анализатор, а затем только на слух.
Для формирования у дошкольников понятий громко-тихо, развития чувства ритма, навыков различения голосов по высоте, силе и тембру, а также воспроизведения заданного ритма и выполнения двигательных упражнений с ритмичным звуковым или словесным сопровождением широко используем детские музыкальные инструменты и оборудование Театральных центров групп - шапочки разных персонажей, маски, перчаточные куклы, би-ба-бо, театры ложек, вязанный, теневой и другие.
Например, в ходе игр с шапочками персонажей дети учатся различать голоса друг друга, подражать голосам разной высоты, которыми говорят герои известных сказок, в том числе и животные. Мы проводим упражнения «Кто голос подаёт?», «Мама ищет малыша», «Угадай, кто ответил» и другие.
Разыгрывая с дошкольниками сказку с персонажами пальчикового театра, развиваем у детей не только мелкую моторику пальцев рук, но и силу голоса, учим изменять его высоту. Например, при проведении игрового упражнения «Кто пришёл?» для развития слухового восприятия и дифференциации ритмических рисунков используем иллюстрации к сказке «Три медведя» и плоскостные фигуры медведей. Воспитатель сообщает детям, что Маша ждёт в гости трёх медведей, но они придут в разное время и постучат в дверь по-разному. Далее педагог отстукивает разный ритм и предлагает дошкольникам определить, кто пришёл в гости.
При упражнении в дифференциации количества звуков (один-много) и повторении звукового ряда используем обозначающие звуки символы – плоскостные фигуры колокольчиков, плоские и объёмные геометрические фигуры, счётные палочки. Этот раздаточный материал имеется в Речевых и других центрах групп в количестве, достаточном для занятий с подгруппой детей.
Для формирования и закрепления у дошкольников умений различать близкие по звуковому составу слова подбираем предметные картинки. В игре «Покажи картинку» предлагаем дошкольникам наборы парных картинок, названия которых звучат сходно, например: уши – ужи, зуб – суп, крыша – крыса и другие. В игре «Семафор» педагоги используют предметные картинки и круги красного и зелёного цвета. Взрослый показывает детям картинку и называет ее. Если слово звучит правильно, дети показывают в ответ зеленый кружок, а если неправильно – красный.
При формировании представлений дошкольников о звуко-слоговом составе слов используем карточки с картинками и самостоятельно изготовленный дидактический материал для игровых упражнений «Собери цветок», «Звуковые часы», «Наряди ёлку» и другой.
Например, упражнение «Разложи на группы» проводим для обучения выделению в словах первого звука и предлагаем детям разложить картинки, сгруппировав их по начальному звуку в названиях. В игре «Подбери лучики» предлагаем составить солнышко с лучиками, на которых есть изображения предметов с заданным звуком в названиях.
Представленный компонент игровой среды группы, организованный совместно воспитателями и учителями-логопедами, способствует овладению дошкольниками правильным произношением звуков родной речи.
Рима Абдеева, воспитатель
Екатерина Крюкова, учитель-логопед
Альбина Рахимкулова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 59 г.о. Салават
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии