"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Игры-рисовалки с логопедом
Если твоё призвание быть логопедом, то любой игре хочется придать речевую направленность. Чтобы часто повторяемые логопедические упражнения оставались привлекательными для детей, использую при организации детского досуга игры, включающие продуктивную деятельность. Каждому ребёнку интересно выполнять задания на поиск формы или цвета, выражать свои представления об этом и записывать слова на доске, искать и закрашивать соответствующие им по смыслу картинки на полотне большого рисунка.
На просторах Интернета существует достаточное количество сайтов, откуда разрешается беспрепятственно скачивать раскраски на разные темы. Хочу показать читателям, как использую игру-рисовалку во время досуга с детьми от 5-и до 8-и лет, которые посещают старшие и подготовительные группы детского сада или учатся в начальной школе. Суть игры в том, чтобы фрагменты большой картины сложить в одно изображение, закрасить его элементы и выполнить игровые задания логопеда! Для игр нами были выбраны 4 лексические темы: осень, зима, лето, весна. Для детей разного возраста игры имели схожие задачи.
Цель: создать благоприятную ситуацию для формирования и дальнейшего развития творческих способностей детей и способов их взаимодействия друг с другом в группе.
Задачи игры в старших группах общеобразовательных ДОО:
- учить находить заданные предметы, называть объекты одной лексической группы;
- развивать умение размышлять и рассуждать о характерных для природы явлениях в каждое время года; о праздниках каждого сезона года, которые мы отмечаем, об осенних, зимних, весенних и летних каникулах;
- закреплять навыки пространственной ориентировки на плоскости при обозначении направлений движений при закрашивании изображений;
- закреплять умение раскрашивать предмет, не заходя за контур.
Задачи игры в подготовительных группах ДОО:
- закреплять умение правильно произносить поставленные звуки в словах;
- учить подбирать слова с заданным звуком при опоре на предметные картинки;
- формировать умение определять позицию заданного звука в слове;
- развивать умение строить простые предложения по схеме;
- формировать навык правильного захвата карандаша при рисовании и печатании;
- закреплять пространственные представления при определении направления движения.
- автоматизировать поставленные звуки речи;
- закреплять умение находить и называть слова, обозначающие изображённые на картинках предметы с заданным звуком в названии;
- закреплять умение определять позицию заданного звука в словах;
- устранять предпосылки графической дисграфии;
- активизировать словарь признаков предметов;
- закреплять умение обобщать слова и выделять лишнее слово по определённому признаку.
Оборудование: цветные карандаши и фломастеры, клей-карандаши, листы бумаги формата А4 с изображениями контуров в виде дубового листа, новогодней ели, пасхального яйца и воздушного змея, которые заполнены более мелкими предметными изображениями, соответствующими разным темам.
Ход игры
Предлагаю детям раскрасить дубовый лист, ель, яйцо или воздушного змея, а также все предметные картинки, которые заполняют внутреннее пространство их силуэтных изображений. В зависимости от возраста и поставленных педагогом задач дети называют предметы или записывают слова и затем их раскрашивают, либо делают это одновременно. Например, игра может проходить следующим образом.Логопед: Какой звук вы слышите после звука [к] в слове «укроп»?
Дети: Звук [р].
Логопед: Постарайтесь найти на картине предметы, в названии которых слышен этот звук. Что же вы нашли?
Дети: Это дорога, костёр, флюгер, горы, мороз, коробка, подарок, кролик, руль, квадрат, град.
Логопед: Какое слово начинается со звука [р]? (Дети называют слова, отвечая на этот и следующие вопросы.) Какие слова заканчиваются на звук [р]? В каких звук [р] находится в середине слова?
Дети показывают соответствующие словам предметные изображения и раскрашивают их; по заданию логопеда подбирают слова-признаки. Выполнение таких заданий способствует автоматизации поставленных звуков в словах.
Когда все картинки на листах раскрашены, мы с детьми склеиваем эти листы бумаги и размещаем получившееся цельное изображение на стене. Можно сначала склеить, а потом раскрашивать картинки в вертикальной плоскости, последовательность действий здесь не имеет значения.
Теперь, когда в поле зрения не отдельные элементы сложного изображения, а большой рисунок полностью, можно вновь играть. Восприятие предметов меняется, разрозненные детали легко вписываются в короткий рассказ о времени года, о характерных ему забавах и развлечениях, о животных и деятельности людей. Школьникам предлагаю подобрать прилагательные к существительным, выполняя игровое задание «Загадай и угадай». Например: он коричневый, северный, рогатый. Кто это?
Все картинки можно использовать для оформления игры «Четвёртый лишний». Например, предлагаю зарисовать на доске лису, снеговика, собаку и оленя, которые находятся внутри силуэта ели, а затем назвать лишний предмет. Дети обычно говорят: «Это олень, потому что в слове нет звука [с], а в остальных словах он есть. Или это снеговик, потому что он неживое существо, а все остальные – живые».
Поскольку речь идёт не о традиционном логопедическом занятии, а об игре на досуге, эту «рисовалку» легко могут использовать и родители, чтобы придумать совместное длительное развлечение для своих разновозрастных детей-дошкольников и школьников. Например, на неделю.
Предложенная игра непременно заинтересует детей в связи с возможностью раскрасить детали картины. А потом родители, в соответствии с перечисленными выше задачами, обогатят свой досуг и помогут детям развить фонематические процессы, сформировать лексико-грамматические категории и пространственные представления, а также многое другое. В общем, картина одна, а забав и заданий предостаточно!
Ольга Алфёрова, учитель-логопед
ГБОУ Школа 2114, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Специальное предложение для образовательных организаций
- Папу очень я люблю, ему подарок я дарю!
- Топ-10 август 2022
- Прятки или сардинки?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии