"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Развивающие игры с природным материалом
Дети раннего возраста - это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё рассмотреть и потрогать. Игры с природным материалом способствуют умственному и речевому развитию детей, формированию у них познавательного интереса, умения взаимодействовать друг с другом, проявления творческих способностей. В процессе совместной игры формируется доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Однажды, когда к нам в группу попала большая круглая коробка, появилась идея использовать её для игры с плодами каштана, дуба, грецкого ореха, шишками ели и сосны. Мы разделили внутреннее пространство коробки на четыре части и в каждой из них поместили фигурки животных. Собранные с детьми каштаны, шишки, жёлуди, грецкие орехи поместили в корзинку, а в крышке коробки сделали прорези и наклеили рядом картинки с изображениями этих плодов.
Игра «Гостинцы для друзей»
Цель: формировать представления о плодах деревьев ближайшего окружения.Задачи: развивать сенсорные представления при выделении признаков плодов каштана, дуба, ореха, ели и сосны; познакомить с особенностями фактуры различного природного материала; развивать внимание, память, мыслительные операции анализа, сравнения, группировки, классификации; расширять и уточнять лексический запас; развивать умение соотносить предметы с их изображениями, точные движения пальцев и кистей рук.
Материал: корзинка с шишками, грецкими орехами, каштанами, жёлудями, коробка с прорезями, пластмассовые и резиновые фигурки зверей.
Игра предназначена для детей 2-3 лет, одновременно в ней могут принять участие до 4-х человек.
Ход игры
Воспитатель вносит корзинку с природным материалом, который представлен каштанами, сосновыми и еловыми шишками, грецкими орехами и жёлудями, предлагает детям рассмотреть его и обследовать. Дети раскладывают эти плоды в отверстия на коробке после соотнесения их внешнего вида с расположенными рядом изображениями. После того, как все плоды разложены, крышку коробки открывают и предлагают детям посмотреть, кому достались гостинцы. Малыши также могут проверить правильность выполнения игрового задания и переложить плоды, если допущена ошибка. Для поддержания интереса к игре мы заменяем фигурки животных, перемещаем их в другие части коробки, частично закрываем фотографии плодов, добавляем свежие фрукты.
Игра «Один-много»
Цель: формировать представление о понятиях «много» и «один».Задачи: закреплять названия плодов разных деревьев, дифференцировать изображения одного предмета и множества предметов, учить откладывать соответствующее этим изображениям количество плодов, закреплять умение словесно обозначать один предмет и много предметов.
Материал: корзинка с шишками ели, сосны и кедра, орехами пекан, фундук и грецкими, каштанами, жёлудями, шишками ольхи; коробка с прорезями; карточки с изображениями одного из указанных плодов и множества таких же плодов. В игре могут принять участие до 4-х детей.
Ход игры
Воспитатель предлагает дошкольникам рассмотреть и назвать плоды деревьев, которые находятся в корзинке, а затем найти и назвать эти же плоды на картинках. Затем педагог показывает карточку с изображением каштана и располагает её около одного из отверстий в коробке. Он предлагает каждому участнику игры опустить в него столько же каштанов.
Дети кладут в коробку по одному каштану. После этого коробку открывают и предлагают посмотреть, сколько плодов в ней лежит. Педагог подводит дошкольников к выводу о том, что много каштанов - это много раз по одному каштану. Детям предлагают найти и показать картинку, на которой изображено много каштанов. Аналогично дошкольники образовывают множества других плодов.
Игра «Весёлый счёт»
Цель: закреплять навыки соотнесения количества предметов с цифрой.Задачи: закреплять навыки счёта предметов в пределах 5-и, обозначения количества предметов цифрой.
Материал: корзинка с природным материалом, коробка с прорезями, карточки с цифрами от 1 до 5. В игре могут принять участие до 4-х детей.
Ход игры
Воспитатель привлекает внимание детей к корзинке с плодами, предлагает им выбрать по одному разному плоду и назвать его. Затем он показывает карточку с цифрой, и дети опускают в отверстия коробки соответствующее ей количество плодов, ориентируясь на их изображения. После этого воспитатель открывает крышку и предлагает проверить, все ли справились с заданием.
Усложняем задание, предлагая детям положить в коробку разное количество плодов. Дети вместе с педагогом открывают коробку и считают их количество в каждом её отделении. Можно ввести в игру элемент загадочности и предложить выбрать плоды из корзинки на ощупь с закрытыми глазами. В этом случае дети выполняют игровое задание по очереди. Например, первый участник закрывает глаза и выбирает 3 каштана, следующий нащупывает 3 ореха. Новый природный материал добавляем в корзинку, и дети знакомятся с ним на основе тактильных ощущений.
Игра «Что выросло на ветке»
Цель: закреплять представления о характерных признаках плодов деревьев.Задача: развивать сенсорные представления о плодах деревьев на основе тактильных ощущений.
Материал: корзина с шишками, орехами, каштанами, жёлудями и фруктами.
Играть могут 1- 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь лежащие в мешочке плоды деревьев и назвать их. После этого каждый ребёнок достаёт плод, и, убедившись в правильности своего ответа, опускает его в коробку, ориентируясь на соответствующее изображение.
Представленное пособие можно с успехом использовать для закрепления у дошкольников навыков количественного счёта и представлений о частях растений. Следует отметить, что знакомство детей с возможностью необычного использования обыкновенной коробки способствует развитию воображения, интереса к экспериментированию и творческой деятельности.
Валентина Шушарина, педагог доп. обр.
Анастасия Тришина, воспитатель
ГБОУ Школа 1574, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии