"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Непреложные ценности
Есть непреложные ценности, которые необходимо открыть человеку в детстве: духовность, интерес и любовь к своей Родине, гордость за неё. Любить и беречь можно только то, что знакомо, понятно и дорого, поэтому разговор с детьми о традициях мы начинаем с простой и любимой ими игрушки – куклы. Покажем это на примере знакомства с традиционной крестьянской соломенной куклой стригушкой. С целью использования её как проводника в историческое прошлое нашего народа, был разработан детско-взрослый проект «История вещей».
Знакомство с соломенной куклой. На первом этапе проекта детей познакомили с главной «героиней» - соломенной куклой, традиционной игрушкой крестьянских детей. К этому мы готовились очень тщательно, зная, что от первого впечатления зависит очень многое. Знакомство дошкольников со стригушкой провели в форме занятия «История одной игрушки». Дети с удивлением и огромным интересом рассматривали и трогали куклу, слушали историю её появления. Потом «посыпались» вопросы о том, что такое солома, жнивьё, сноп, оберег; кто такие крестьяне; почему куклу называют стригушкой. Вопросам не было конца, и они обозначили область понятий, которые необходимо раскрыть дошкольникам в совместной со взрослыми деятельности.
Солома. Знакомство детей с соломой прошло в формате экспериментально-исследовательской деятельности под девизом «Раскрываем тайны соломинки». Понадобилось всего несколько пучков соломы, а сколько интересного узнали малыши! Оказалось, что в давние времена солома была одним из самых важных и необходимых материалов в жизни сельских жителей: строительным материалом для стен и крыш, подстилкой и кормом для домашних животных. Для крестьянина много соломы означало, что жизнь его семьи целый год будет сытой и спокойной. Постижение тайны соломинки вызвало у детей интерес к быту крестьян.
Особенности старинного быта. Мы предложили детям вместе с родителями провести небольшое исследование: изучить историю возникновения соломенной куклы и других игрушек крестьянских детей, а также правила игры с ними. Сколько интересных открытий сделали дошкольники! Они узнали, что игры и игрушки когда-то были совсем другими, а кукла стригушка умеет танцевать! Для этого нужно правильно её изготовить и заставить куколку плясать. Секрет в том, как установить куклу, и как ловко стучать ладошками по столу. В процессе общения с детьми родители касались темы истории нашей страны, её традиций. Разговор продолжался в детском саду. Общаясь со сверстниками, дошкольники рассказывали, что нового они узнали, каким играм научились.
Педагоги поддерживали живой интерес детей. При знакомстве их с укладом жизни наших предков было использовано чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание иллюстраций, включение в игры малых форм фольклора. Дошкольники научились играть в народные подвижные игры «Бояре», «Золотые ворота», «Гуси» и другие. Они с удовольствием участвовали в театрализации русских сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» с декорациями в стиле старинного быта и традиционной одежды, в праздниках «Осенняя ярмарка», «Масленица», досугах «Праздник каравая», «Зимние забавы», «День русского богатыря» с элементами народных гуляний. Педагоги разработали и провели с детьми «Неделю игры и игрушки», посвящённую национальным играм нашего народа; и «Неделю урожая» для знакомства ребят с историей земледелия, богатством и разнообразием растительного мира нашей страны, особенностями традиционной кухни.
Ответы на часть своих вопросов дети получили в процессе художественно-прикладной деятельности. На занятиях по рисованию, лепке и аппликации шёл разговор о традиционных народных промыслах России и художественной росписи. Дошкольников познакомили с глиняной дымковской, филимоновской, каргопольской игрушкой, деревянной богородской игрушкой и другими.
Очень помог нам в работе с детьми мини-музей предметов старинного русского быта, который создан в нашем детском саду при участии родителей. Экспонаты, представленные в музее, и рассказы взрослых позволили дошкольникам прикоснуться к истории своего народа. Каждый экспонат мы опробовали в действии и нашли ему современный аналог. Для этого были использованы дидактические игры «Что для чего», «Найди предмету замену» и проблемно-поисковая деятельность. После посещения мини-музея детям предложили вместе с родителями изучить историю экспоната музея, который наиболее понравился, составить о нём рассказ и нарисовать. Рисунки и рассказы мы затем представили в альбоме «История предметов и вещей». Надо отметить, что родители с удовольствием поддержали инициативу педагогов и стали нашими союзниками в приобщении детей к истории и культуре русского народа.
Делаем кукол. Изучив историю куколки, мы с детьми приступили к серьёзному делу – изготовлению соломенных кукол в «мастерской». Сначала куклы получались несуразными, лохматыми и всё время пытались «расползтись». Но это занятие очень увлекло дошкольников, они проявили настойчивость, и в итоге у каждого появилась своя куколка.
Дети с головой погрузились в кукольные игры и танцы стригушек! Танцы -это интересно. Но в связи с отсутствием навыка игры с такими игрушками возникали и проблемные ситуации. Как играть с этой куклой? Она очень хрупкая; ни помыть, ни причесать, ни покормить, ни спать уложить… Но ведь дети, которые жили в давнее время, играли! Дошкольники с помощью педагогов мастерили домик и колыбельку для стригушки, одевали куколку, придумывали игровые сюжеты «Как куколка подружилась с другими игрушками», «Приключения стригушки» и другие.
Конечно же, наивно полагать, что незаслуженно забытая кукла из пучка соломы станет любимой игрушкой современного ребёнка. Но она обязательно заинтересует детей и поможет им осмыслить информацию об исторических изменениях в быту людей, познакомиться с культурными традициями своего народа.
Елена Бобровникова, методист
Ольга Кузнецова, ст. воспитатель
ГАПОУ МОК им. В.Талалихина
СП № 11, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии