"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДО
Содержание первого этапа внедрения технологии ТРИЗ в образовательный процесс детского сада представлено нами в выпуске журнала №3-2018. На втором этапе вводим игру «Помоги заблудившимся гномам», она помогает формировать у дошкольников умение самостоятельно соотносить признаки с анализаторами. Мы предлагаем детям игровые задания «Проложи дорожку», «Угадай анализатор», «Расскажи об объекте» и другие, которые способствуют закреплению представлений об анализаторах и определяемых с их помощью признаках, совершенствованию умения ориентироваться в пространстве, самостоятельно или с помощью взрослого ориентироваться в схеме и плане.
Игра «Помоги заблудившимся гномам»
Возраст детей: с 3-х лет.Категория детей: дошкольники с нарушениями зрения, с задержкой психического развития и нормальным развитием.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Образовательные области по ФГОС ДО: социально-коммунникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Формировать умения самостоятельно соотносить признаки с анализаторами.
Образовательные задачи: закреплять представления детей о признаках и анализаторах-помощниках «Умной головы»; формировать умение составлять описательный рассказ по признакам объекта.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к природному и рукотворному миру, внимание, память, мышление, связную речь, воображение, творческие способности.
Воспитательные задачи: воспитывать желание сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: развивающая среда В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».
Демонстрационный материал: радужные гномы, набор изображений признаков и анализаторов (ТРИЗ).
Ход игры
На коврографе в верхней части размещены домики радужных гномов. Обозначающие органы чувств символы располагаем на домиках так, чтобы их было хорошо видно. На средней части коврографа выкладываем обозначения признаков, которые относятся к помощникам «Умной головы». На нижней части коврографа выставляем радужных гномов.
Задание «Проложи дорожку»
Однажды, гуляя по Фиолетовому лесу, радужные гномы так увлеклись, что не заметили, как зашли далеко в лес и заблудились. Они очень расстроились и задумались, как же им отыскать дорогу домой. Потом гномы вспомнили, что каждый из них может найти свой домик! Для этого нужно пройти по признакам, которые относятся к расположенному на этом домике анализатору. Например, анализатор – рука; тогда признаки – форма, вес, части, рельеф, температура, влажность, количество. Если анализатор - глаз, то признаки - цвет, форма, величина, материал, количество, расстояние.
Каждый гном прокладывает дорогу к дому с помощью соответствующей его цвету верёвочки.
Задание «Угадай анализатор»
Для усложнения поиска решения детям от лица радужных гномов загадывают загадки об анализаторах, которые прячут в домики.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)
Нам без них нельзя никак
Слышать ход часов: «Тик-так!»,
Соловья в саду весеннем,
На лугу шмеля гуденье,
Звонкую в лесу кукушку,
Новогоднюю хлопушку,
И, помимо звуков прочих,
Мамино: «Спокойной ночи!» (Уши.)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза.)
Четверо братцев,
Высоки да тонки,
Держатся вместе,
А пятый — в сторонке.
Но чуть за работу
Приходиться браться,
Четверо кличут
Пятого братца. (Рука.)
Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб –
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю. (Рот.)
Добравшись до домика, дети проверяют правильность своей отгадки.
Задание «Сориентируйся по схеме (карте)»
Как-то вечером гномы возвращались из своего увлекательного путешествия. Но пока они гуляли, сильный ураган повалил много деревьев и преградил гномам путь к своим домикам. Радужные гномы очень расстроились и обратились за помощью к Ворону. Мудрый Метр подарил им карты с обозначением прохода домой. Ребята, давайте поможем гномам сориентироваться на карте. Развитию у детей ориентировки в микро пространстве способствуют графические диктанты, здесь использован Мини Ларчик. Для выполнения представленного задания предлагаем детям схемы (карты) дорожек к домикам гномам.
Задание «Расскажи об объекте»
Однажды на день рождения гномам подарили подарки. Они им так понравились, что гномы захотели узнать о подарках побольше. На домик каждого гнома крепим изображение подарка. Дети берут из стопки по 5 признаков и прокладывают по ним дорожки от гнома к домику. Каждый ребёнок описывает подарок только с помощью выбранных признаков. Например, при выборе признаков цвета, части, количества и формы дошкольник рассказывает, что подарок жёлтого цвета, он состоит из одной детали, а деталь - из одной части. Деталь одна и имеет форму многоугольника.
Задание «Расскажи по признакам»
Гномы очень любят играть и предлагают детям поиграть в необычную игру. Каждый гном превратится в анализатор, а дошкольникам нужно выбрать себе любой объект и рассказать о нем по признакам. Дети берут из стопки по объекту и анализатору. Объект они крепят на домике гнома. Дорожку от гнома к домику дошкольники прокладывают только по признакам того анализатора, который выбран.
Задание «Проведи и расскажи»
Однажды поспорили гномы Зеле и Кохле о том, каких объектов на их полянке больше - объектов природного мира или объектов рукотворного мира. Детям предлагают помочь гномам решить возникший спор и протянуть для этого от объектов природного мира дорожку к домику Зеле, а от объектов рукотворного мира - к домику Кохле.
Вверху поля размещены домики двух гномов, а внизу сами гномы и объекты в свободной форме. Дети с помощью зеленой дорожки обходят по пути от гнома Зеле к его домику все объекты природного мира, а затем с помощью красной дорожки также по пути от гнома Кохле к его домику обходят объекты рукотворного мира.
Ольга Косолапова, зам. директора по ВОР
Екатерина Тимонина, воспитатель
МАДОУ д/с № 3 «Радуга»
г. Балаково, Саратовская область
Рекомендуем почитать
- Весенний гороскоп с улыбкой
- Развивающая игра нового поколения
- Путешествие по сказке
- Азартные игры или Как уберечь детей от игровой зависимости
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии