"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Формирование у дошкольников с нарушениями зрения управляемого воображения
Дети с нарушениями зрения имеют трудности при восприятии и наблюдении предметов окружающего мира, природных явлений и социальных событий. Многие признаки видимых объектов дошкольники зрительно не воспринимают или воспринимают в искажённом виде, поэтому их представления о предметном мире отличаются неполнотой и фрагментарностью. Дети затрудняются также в соотнесении признаков предметов с обозначающими их словами, что обусловлено недостаточностью представлений об этих признаках и соответствующего словарного запаса. Всё это обуславливает трудности развития у дошкольников воображения и умения фантазировать, без которых сложно сформировать творческую личность.
В нашем детском саду для решения этой проблемы педагоги используют метод фокальных объектов (МФО) технологии ТРИЗ. Суть метода состоит в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе фотообъектива, и к нему «примеряют» свойства других, никак с ним не связанных предметов. Ребёнок учится присваивать исходному объекту совершенно нетипичные для него признаки и свойства, случайно выбранных в игровой ситуации объектов. Благодаря этому он обогащает и уточняет свои представления о функциях и назначении объекта, а также учится объяснять практическое назначение нового предмета.
Для внедрения МФО в коррекционно-педагогическую работу со старшими дошкольниками с нарушениями зрения мной разработаны игровые пособия «Волшебный куб» и «Теремок». В ходе игр с ними дети имеют возможность получить необычные сочетания признаков и свойств предметов. Важно, что среди многих таких сочетаний иногда оказывается что-то полезное и новое.
Пособие «Волшебный куб»
Пособие состоит из мягкого куба и карточек с изображениями предметов. Все стороны куба отличаются по цвету, каждая из них окрашена в один из основных цветов. К сторонам куба прикреплены прозрачные кармашки для картинок, а внутри куба вшит колокольчик для развития реакции на звук. Карточки с картинками представлены тремя наборами с цветными, силуэтными и контурными предметными изображениями, что позволяет усложнять игру с учётом зрительного диагноза и возраста детей.Ход игры
Педагог приглашает детей отправиться в путешествие и предлагает выбрать транспорт, который можно для этого использовать. Дошкольники называют самолёт, подводную лодку, катер, автомобиль, поезд или воздушный шар, выбирают картинки с изображениями соответствующих предметов. Эти картинки дети вместе с педагогом помещают в кармашки на 6-и сторонах куба, но для развития воображения и фантазий можно использовать изображения и не относящихся к транспорту объектов. Затем педагог ставит перед детьми проблему: путь путешественников будет проходить через горы, моря и леса, поэтому, чтобы не пересаживаться несколько раз на разные транспортные средства, нужно придумать один особый транспорт.
Педагог бросает куб по очереди каждому ребёнку. Дошкольник называет части выпавшего объекта; материал, из которого он сделан; особенности передвижения транспорта и как его можно использовать в путешествии. Затем ребёнок формулирует характерные признаки выпавшего объекта, например: самолёт летающий, крылатый, большой. После этого дети выбирают один из названных признаков, который необходим для их нового транспорта. Важно подвести каждого ребёнка к объяснению своего выбора, потому что главным в игре является не перечисление набора качеств нового объекта, а умение выделить возможность самолёта высоко летать, чтобы путешественники смогли перелететь через горы, или возможность корабля перемещаться по воде, чтобы им переплыть через море. Например, в результате рассуждений и выделения наиболее полезных качеств транспорта дети создают необычный автомобиль для комфортного путешествия.
На заключительном этапе игры педагог предлагает дошкольникам нарисовать или слепить придуманный транспорт. Можно придумать общий, или личный автомобиль, а рисунки и поделки могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Необходимые для нового предмета качества дети отмечают и с помощью символов, в том числе, самостоятельно придуманных. С помощью пособия «Волшебный куб» могут быть составлены в соответствии с поставленными педагогом задачами новые объекты, относящиеся к разным по происхождению и предназначению группам.
Пособие «Теремок»
Пособие состоит из плоскостного домика с открывающимися окошками и набора картинок, на которых изображены различные объекты природного и рукотворного мира, среди них и животные.Ход игры
Перед игрой педагог размещает в 4-х окошках теремка изображения разных животных и закрывает их. Затем он сообщает детям, что зоопарку требуются необычные животные, которых никто никогда не видел. Педагог предлагает сделать зоопарку подарок и создать новых сказочных животных. Дошкольники берут по одному графическому обозначению признака рельефа, веса, формы, цвета, места и других (ТРИЗ технология). Педагог называет каждому участнику игры окошко, которое ему следует открыть. Например, открой окно, которое находится в верхнем правом углу, открой окно слева в третьем ряду. Такие инструкции способствуют закреплению у детей навыков пространственной ориентировки на плоскости. Открыв окошко, ребёнок называет размещённый в нём объект, его особенности и характерные признаки. Например, слон огромный, с большими ушами, у него есть хобот, которым он действует, как рукой.
После выбора необходимых необычному животному признаков дети относят их к одному животному. Например, большой, как слон или гладкий, как черепаха. Обитает в воде или имеет сильные лапы, как кенгуру. Затем педагог предлагает детям зарисовать это придуманное животное и составить про него небольшой рассказ.
С помощью пособия «Теремок» дошкольники не только наделяют новый получившийся образ понравившимися качествами, но и учатся объяснять, чем он уникален, и как сможет действовать.
Елена Веселовская, учитель-дефектолог
МАДОУ д/с № 3 «Радуга»,
г. Балаково, Саратовская обл.
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Размышлялки
- Космические приключения и игрушки для войнушки
- Весна-красна!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии