"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ
Предлагаю вниманию читателей пример оформления индивидуальной программы психологического сопровождения дошкольника с лёгкой умственной отсталостью.
Цель программы: создать условия для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ, обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи:
- Определить психолого-педагогические условия благоприятной адаптации ребёнка в новой группе сверстников.
- Организовать педагогические условия, способствующие развитию у ребёнка
- психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;
- эмоционально-волевой сферы;
- коммуникативных умений.
- Организовать педагогические условия, способствующие формированию произвольного поведения и самооценки ребёнка.
- Формировать психологическую основу для дальнейшей адаптации к школьным условиям и социализации.
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (лёгкая умственная отсталость) МБДОУ детского сада № 34 «Теремок» г.о. Выкса, 2017 г.
- Индивидуальный образовательный маршрут медико-психолого-педагогического сопровождения.
- Стребелева Е.А., Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта.
Характеристика индивидуальных особенностей развития Игната Р., возраст 5 лет 9 месяцев
Культурно-гигиенические навыки: соответствуют возрасту, умеет есть ложкой, пить из чашки, самостоятельно раздеваться и одеваться.Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности: начальные игровые умения не сформированы, манипулирует предметами. Участвует в ООД по рисованию и конструированию при поддержке и помощи воспитателя. Быстро теряет интерес к деятельности.
Особенности усвоения образовательной программы: усвоение программы значительно затруднено в связи с тотальным недоразвитием высших психических функций, системным недоразвитием всех языковых средств, дефицитарностью зрительного восприятия.
Коммуникативно-речевые навыки: речь неразборчива; общается жестами, которые сопровождает звукоподражаниями, редко отдельными словами. Понимание речи ситуативное. Словарный запас пассивный. На бытовом уровне знает названия некоторых игрушек, животных, продуктов питания, посуды, одежды, мебели.
Эмоционально-поведенческие особенности: общителен, открыт, доброжелателен по отношению к сверстникам и взрослым. Легко вступает в контакт, проявляет это прикосновениями, отдельными звуками, выражением эмоций.
Участие родителей в воспитании и развитии ребёнка: ребёнок воспитывается в полной семье; родители принимают активное участие в его воспитании и развитии, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.
Реализация поставленных задач
Продолжительность занятий: индивидуальные коррекционно-развивающие занятия 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.Сроки реализации программы: 3 месяца.
I период - декабрь, январь, февраль. В феврале промежуточная диагностика.
II период - март, апрель, май.
Рекомендации педагогам. Консультирование «Адаптация ребёнка с ОВЗ в новом коллективе сверстников», «Организация индивидуально-ориентированного подхода к ребёнку в процессе образовательной деятельности», «Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ».
Практические рекомендации по индивидуальной работе с ребёнком.
Игры из картотеки: «Игры и упражнения для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребёнка», «Кинезиологические игры и упражнения: для глаз, рук, телесно-ориентированные и релаксационные».
Рекомендации родителям. Консультирование «Результаты психологической диагностики. Особенности развития ребёнка», «Воспитание и развитие ребёнка. Развивающие игры и упражнения дома».
В таблице в связи с ограничением объёма статьи приведён пример оформления календарно-тематического планирования работы с ребёнком только на 2 месяца.
Александра Большакова, педагог-психолог
МБДОУ Д/с № 34 «Теремок»
г.о. Выкса Нижегородской обл.
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии