"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
День Наума Грамотника
Сценарий развлечения для детей подготовительной логопедической группы
Цель: формировать желание овладеть грамотой.
Задачи: познакомить с русскими традициями при использовании малых фольклорных форм - загадок, пословиц и скороговорок; формировать умение применять умения и навыки в игровой деятельности; развивать внимание, память, мышление; воспитывать желание оказывать посильную помощь окружающим.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Демонстрационный материал: презентация «День Наума Грамотника»; сундук, свитки с наказами; костюмы Карандаша, Феи, Буквоеда.
Раздаточный материал: карточки с буквами, словами и предложениями; камешки марблс; гранёные карандаши.
Подготовительная работа: чтение рассказа К.Чуковского «Про деда» из книги «Круглый год»; беседа «Школа древняя и современная»; рассматривание слайдов «Как учили на Руси», «Скоро в школу» и обсуждение их содержания; рассматривание альбома «История создания азбуки».
Ход развлечения
(Дети под музыку входят в зал и занимают места. Педагог демонстрирует слайд «День Наума Грамотника».)
Ведущий: Ребята, вы скоро пойдёте в школу, в первый класс. Когда это произойдёт?
Дети: Осенью. Первого сентября.
Ведущий: Много лет назад дети начинали учиться 1 декабря, в день Наума Грамотника. Поэтому так и говорили: «Пришёл Наум – пора браться за ум». (Педагог демонстрирует слайд «Пророк Наум».) На Руси святого пророка Наума считали покровителем учащихся, а когда требовался разум в житейских делах, так и говорили: «Пророк Наум, наставь нас на ум». Известно, что родился он в Галилее в VII веке до Рождества Христова и считается помощником в умственных занятиях. (Детям демонстрируют слайд «Старинная школа на Руси».)
Ведущий: Целый год учили и повторяли дети буквы аз, буки, веди, глаголь, добро и все остальные. Только на второй год они учились складывать слоги и запоминали их, а на третий год начинали читать слова. Писали тогда палочками и гусиными перьями, обмакивая их в чернила. Давайте вместе прочитаем алфавит, которым тогда пользовались! (Педагог демонстрирует слайд «Старославянский алфавит», показывает и называет его буквы. Дошкольники хором повторяют их названия. После этого детям демонстрируют слайд «Современный русский алфавит».)
Ведущий: Узнаёте? Что это?
Дети: Алфавит. Русские буквы.
Ведущий: А вы любите читать?
Дети: Да!
Ведущий: Давайте, расскажем об этом. (Дети читают в музыкальном сопровождении стихотворение В. Берестова «Как хорошо уметь читать». Появляется Фея Сказок.)
Ребенок: Дорогая Фея, всюду вы летали.
Чудеса Вы видели или не видали?
Фея: Кто много сказок прочитал,
Легко найдёт ответы.
Да ты и так давно их знал,
Ну что, проверим это?
Ведущий: Ребята, подскажите Фее названия сказок и имена сказочных героев! (Фея начинает фразы, а дети их заканчивают, добавляя слово.)
Фея: Ок-ок-ок – стоит в поле… (теремок). Ок-ок-ок – покатился… (колобок). Ят-ят-ят – волк и семеро… (козлят). Ят-ят-ят – гуси-лебеди… (летят). Цо-цо-цо – снесла курица… (яйцо).
Ведущий: Ребята, вы знаете сказки и были очень внимательны.
Фея: Ты послушай: этот лес,
Полон таинств и чудес! (Детям демонстрируют слайд «Лес». Фея предлагает им поиграть, и дошкольники встают врассыпную по залу. С ними проводят игру «Звуки и движения». Чтобы выбраться из леса, нужно движениями обозначить некоторые звуки: [А] - поднять руки вверх, [Д] - в прыжке развести руки и ноги в стороны, [Ф] - поставить руки на пояс. Фея называет слова ДУБ, ФИАЛКА, АПТЕКА, ДЕРЕВО, ДЯТЕЛ, ФАЗАН, АРОМАТ, ФОНАРИК, дети определяют в них первые звуки и обозначают их движениями.)
Ведущий: Спасибо, добрая Фея, за чудеса. (Фея прощается с детьми и уходит. Из-за занавеса раздаётся «Ап-чхи!»). Ой, кто здесь? (Появляется Карандаш.)
Карандаш: Извините, я выпал из коробки и закатился в угол. Можно с вами поиграть? Ведь в углу очень скучно! (Карандаш раздаёт детям гранёные карандаши и проводит с ними пальчиковую гимнастику). Ребята, вы любите раскрашивать? Давайте раскрасим буквы! Найдите картинку с предметом, название которого начинается со звука [д]. (Дети находят изображение дерева и раскрашивают букву «Д». Карандаш прощается с детьми и уходит, а ведущий в это время прячет все буквы.)
Ведущий: Сейчас, ребята, мы поиграем. Ой, где же буквы? (Под музыку появляется довольный Буквоед.)
Буквоед: До чего я рад гостям!
Приготовил игры вам!
Ведущий: Подождите, подождите,
Вы себя хоть назовите. (Буквоед называет себя, приветствует детей и гостей.)
Ах, теперь я понимаю,
Как все буквы исчезают!
Дети (хором): Буквоед, Буквоед,
Варим с буквами обед,
Дадим тебе ложку,
Ешь понемножку!
Буквоед: Я верну все буквы, если вы выполните мои задания и отгадаете ключевое слово. (Буквоед предлагает детям шесть заданий и за выполнение каждого из них вручает карточку с буквой)
1. Угадай букву. Дети отгадывают загадки о буквах.
2. Сломанные буквы. Дошкольники узнают буквы по их частям и дописывают.
3. Составь букву из камешков. Буквоед называет каждому ребёнку звук, и дошкольники составляют из разноцветных камешков марблс соответствующие буквы.
4. Назови слово. Буквоед называет по порядку звуки, дети составляют из них слова СОК, КАША, БОРЩ, СТОЛ и называют их.
5. Скороговорки. Дошкольники по очереди рассказывают Буквоеду скороговорки, которые знают.
6. Продолжи пословицу. Буквоед начинает пословицы, а дети их заканчивают. (Из полученных карточек с буквами дети составляют слово СУНДУК, и Буквоед вручает им приз – сундучок со свитками-наказами и дидактической игрой «Слова из слова».)
Ведущий: Давайте узнаем, что нам советует Наум Грамотник. (Педагог достаёт из сундука свитки и читает.) Если хочешь много знать, надо рано вставать. Не стыдно не знать – стыдно не учиться. Почитай учителя, как родителя, Относись к другим ребятам по-дружески.
Буквоед: По доброй русской традиции все хорошие вести встречают задорной пляской, поэтому предлагаю станцевать! (Дети встают в круг и исполняют по показу ведущего танцевальные движения под музыку А. Ермолова «Весёлая песенка». После танца дошкольники прощаются с Буквоедом и ведущим, они с сундучком возвращаются в группу.)
Татьяна Цыпина, учитель-логопед
МБДОУ № 101 г. Ульяновска
Рекомендуем почитать
- Комментарии