"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Игровая среда для развития театрализованной детской деятельности
Театрализованная игра предполагает обыгрывание интересного и понятного для всех её участников сюжета. Он может привести детей на бал в волшебное королевство, в гости к Василисе Премудрой или на день рождения Винни Пуха. Важно, что и в самом театрализованном представлении, и в процессе подготовки к нему в музыкальных, пластических и речевых импровизациях дошкольники имеют возможность проявить инициативу, коммуникативные способности и творческий потенциал. Приобретая театрально-игровой опыт, дети учатся следовать игровым правилам и согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми, реализовывать определённые сюжетами модели ролевого взаимодействия.
В нашем дошкольном отделении для развития дошкольников в театрализованной деятельности организована среда, которая включает:
- театральные костюмы; шапочки животных и наряды для ряжения в младшем дошкольном возрасте;
- кукол ростового и марионеточного театров;
- настольной конусный и плоскостной театр, театр кружек и картинок, театр на деревянных ложках и лопатках для верхового театра, пальчиковый, шаговый, верховой и стендовой театры;
- большие ширмы, различные декорации, бутафории и атрибуты;
- материал для музыкального оформления игр и спектаклей.
С помощью родителей в каждой группе оформлены театральные уголки с куклами и декорациями в виде ковриков, деревьев, макетов домиков, дворцов и сказочных избушек из фетра, пряжи, войлока, ткани и картона. К традиционным персонажам русских народных сказок добавлены герои современных мультфильмов. Некоторые куклы многофункциональны, например: куклы театра из картона на магните можно поставить с помощью подставок или закрепить прищепками. Это обеспечивает трансформацию театра стендового в настольный плоскостной или прищепочный. Такие преобразования очень нравятся детям и стимулируют участие их в поиске новых вариантов театрализованной игры.
В каждой группе организован «Сказочный уголок», где размещены разные виды театров, поделки и игровой материал по сюжету выбранных дошкольниками сказок. Игры в таком уголке способствуют развитию у детей мыслительных способностей и эстетического вкуса, расширению представлений о сказочных образах, обогащению опыта театрально-игрового творчества. Педагогами также разработаны дидактические игры «Кому весело, кому грустно», «Предметы народной одежды»; этюды «Баба Яга», «Марионетки», «Чей это жест», «Вспомни и воспроизведи»; беседы с элементами игры «Кукла в народном костюме», «Путешествие в сказку», «Визит сказочных героев» и другие. Систематизированы и оформлены необходимые для развития умения кукловождения пальчиковые игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук; скороговорки для развития дикции, представлена картотека театральных игр.
Настольный театр включает декорации и персонажей небольшого размера, поэтому все необходимые атрибуты игры можно легко разместить на поверхности стола. Такой театр обычно используем в группах младшего дошкольного возраста, учитывая возможность возникновения у детей спонтанной и непредсказуемой игры, которая свободна от условностей и определяется персонажами.
Театр «Топотушки» изготовлен из картинок и рисунков детей. Куклы такого тетра могут ходить, бегать, плясать, ножками для них служат средний и указательный пальцы ребёнка. С этим театром детям нравится инсценировать песенку «Жили у бабуси два весёлых гуся», сказки «Колобок» и «Теремок», знакомые потешки, короткие стихи.
Театр теней основан на игре света и тени. Для представления он оснащён экраном, источником света, силуэтными фигурами и декорациями. В качестве персонажей этого театра используем и обычные детские игрушки. Это один из самых простых видов театра для малышей.
Театр на руке в нашем детском саду есть перчаточный и пальчиковый. Последний легко трансформировать в верховой, потому что куклу легко надеть и на пальчики, и на палочку. Для театра «Смешарики» мы изготовили также карточки с изображениями домиков снаружи и изнутри. Это позволяет разнообразить игру и заинтересовать детей.
Театр кукол-игрушек мы пополняем куклами-амигуруми и изготовленными другим способом из разных материалов. Коллекция кукол быстро растёт, ведь мастерить их огромное удовольствие для детей, родителей и педагогов. Все наши сделанные своими руками куклы особенные, неповторимые и очень добрые.
Таким образом, в группах создана игровая среда, в которой дошкольники с удовольствием разыгрывают полюбившиеся сказки, а также придумывают свои истории, порой с самыми неожиданными сюжетами. Приобретение детьми театрально-игрового опыта способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы, интереса к детской художественной литературе, воспитанию эстетического вкуса, формированию произвольного поведения. Всё это необходимо для воспитания успешного в современном обществе человека.
Возможность поиграть в театр у детей есть не только в группах: в нашем дошкольном отделении организован театральный кружок. Его развивающее пространство оборудовано атрибутами и различными куклами: марионетками, ростовыми, перчаточными, штоковыми, пальчиковыми и другими. На занятиях кружка дети постигают основы кукловождения, осваивают навыки актёрского мастерства, учатся общению друг с другом. Приобщая детей к миру театральной культуры, педагоги регулярно устраивают кукольные представления. Каждый спектакль становится для дошкольников событием и приносит им большую радость.
Светлана Карпушова, муз. руководитель
Ирина Жукова, методист
Наталья Колдобанова, воспитатель
Наталья Гавшина, воспитатель
ГБОУ Школа № 1130, д/о № 4, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Детский гороскоп с улыбкой (июнь-июль)
- Путешествие в страну русских народных инструментов
- Как понять, что вашей компании необходим фулфилмент?
- Мы танцуем и поём
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии