"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Игровое пособие «Логические дорожки»
Игровое пособие «Логические дорожки» позволяет разместить дидактический материал на любой вертикальной поверхности и использовать его в качестве демонстрационного или при непосредственном решении детьми различных задач. Пособие состоит из пластиковых планшетов с прозрачными карманами и набора предметных картинок. На большом планшете размером 35х20 см в ряд расположено три самоклеящихся пластиковых матовых кармана размером 10х10 см, а на каждом из девяти маленьких планшетов размером 15х12 см - по одному такому карману. Планшеты мы скрепили между собой канцелярскими зажимами для бумаг и большими крючками для одежды. Крючки приклеены бесцветным строительным клеем.
Количество планшетов можно легко изменить в зависимости от поставленных задач и необходимого количества картинок. Первоначально в пособие входил один комплект картинок (15 шт.) по теме «Транспорт». В дальнейшем при использовании пособия для решения разных познавательных и речевых задач мы пришли к выводу о нецелесообразности создания тематических комплектов карточек. Гораздо удобнее использовать картинки, карточки из игр и дидактических пособий, которые имеются в распоряжении педагога. Важно, чтобы изображения на них соответствовали размеру кармана и были чёткими, не зашумленными, достаточно крупными, понятными для дошкольников. Соблюдение этих требований и отсутствие бликов способствует созданию условий для полноценного зрительного восприятия дошкольниками наглядного материала.
Большой планшет предназначен для размещения предметных картинок, символов и пиктограмм в соответствии с заданием, например, основания для классификации предметов. Так при работе по теме «Транспорт» мы используем пиктограммы, обозначающие наземный, водный и воздушный транспорт; а при знакомстве с природными зонами - их условные обозначения и картинки с изображениями обитающих в этих зонах животных. На маленьких планшетах, которые соединены в вертикально расположенные цепочки, размещаем предметные картинки. Количество этих планшетов может быть любым и зависит от поставленной дидактической задачи.
Представим направления развивающей работы с дошкольниками при использовании игрового пособия «Логические дорожки»:
- Развитие мышления. Игра «Разложи по полочкам»: сгруппировать разные виды транспорта; животных разных природных зон; диких и домашних животных; игрушки; посуду. Игры «Подбери по цвету», Подбери по форме и величине», «Кто где живёт», «Часть-целое», «Найди недостающую картинку» и другие.
- Формирование математических представлений. Игры с раскладыванием картинок по цвету, форме и величине; счёт представленных на картинках предметов; составление множеств; решение арифметических задач.
- Формирование грамматического строя речи. Игры «Посчитай и назови», «Большой и маленький», «Один-много» и другие для развития навыков согласования существительных с прилагательными, словообразования существительных с уменьшительным значением суффиксальным способом; образования формы существительного в родительном падеже множественного числа.
- Развитие связной речи. Игры «Что сначала, что потом» с раскладыванием последовательности сюжетных картинок и составлением по ним рассказа; «Пропущенная картинка» для закрепления структуры повествовательного рассказа. Упражнения для составления с помощью содержательной модели алгоритма описательного рассказа, плана интервью, рассуждения.
Вот некоторые игровые задания, которые мы предлагаем дошкольникам.
Продолжи цепочку
Размещаем в кармане на большом планшете карточку с условным обозначением транспорта или одного из его видов (наземного, водного, воздушного) и предлагает подобрать картинки с изображением соответствующих ему транспортных средств. Ребёнок раскладывает в карманы нужные изображения и называет их. Затем демонстрируем дошкольнику карточки с частями транспорта, предлагаем назвать эти части, соотнести их с представленными видами транспорта и расположить под соответствующим изображением. На следующем этапе предлагаем ребёнку выбрать карточки с изображениями управляющих этим транспортом людей и назвать их. Например, грузовиком управляет водитель, а самолётом – лётчик.Сосчитай и назови картинку
Предлагаем ребёнку разложить карточки в порядке возрастания количества изображённых на них предметов, сосчитать их и назвать. Например, одна яхта, две яхты, пять яхт (или, много яхт).Что я знаю про профессии
На большом планшете располагаем изображения строителя, полицейского и врача. Затем предлагаем детям выбрать и разместить в карманах первого горизонтального ряда изображения инструментов, которые необходимы представителю каждой из этих профессии для выполнения своей работы. В следующем ряду предлагаем разместить изображения необходимого для работы оборудования или транспортных. В третьем ряду дошкольники располагают изображения форменной одежды, которую носят люди указанных профессий; а в четвёртом ряду – изображения мест, где работают эти взрослые.Такое расположение картинок позволяет детям выполнить сравнение, обобщение и классификацию предметов в каждом горизонтальном ряду и выстроить логические цепочки с помощью каждого вертикально расположенного ряда картинок.
Варианты заданий усложняем в соответствии с развитием дошкольников и их интересами.
Неонилла Илюхина, воспитатель
Елена Уютнова, зам. зав. по ВМР
Детский сад № 146 «Калинка»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
г. Тольятти, Самарская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии