"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Русская изба
Организация русского-народного мини-музея в детском саду
Цель проекта: формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.
Задачи проекта:
- приобщать детей к общечеловеческим ценностям;
- знакомить с особенностями русского национального уклада жизни (быта);
- формировать у детей представления о взаимозависимости человека и природы;
- знакомить с отражением природных явлений в народном фольклоре.
Участники проекта: воспитатели ДОУ, дети и родители.
Тип проекта: долгосрочный.
Описание проекта
В детском саду № 1 «Радуга», Московской области, с апреля 2013 года реализуется проект «Мини-музей в детском саду», в рамках которого появился мини-музей «Русская изба», посвящённый истории русского фольклора, быта.
Экспонаты мини-музея подбирали по принципу динамичности и вариативности деятельности: в музее ребёнок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его, обыграть – подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь, покачать детскую люльку, рассмотреть узоры на расписной посуде.
Музей находится в стадии формирования, однако, на его базе уже проходят выставки «Народные промыслы», «Музыкальные инструменты», «Деревянная игрушка». Во время проведения выставок в мини-музее проходили экскурсии для детей детского сада.
Чтобы заинтересовать педагогов в развитии музея «Русская изба», в музее проведено открытое занятие для воспитателей детского сада «Русская печка – всему дому кормилица». Моё выступление на педагогическом совете с докладом о значении мини-музея в обучении и воспитании дошкольников заинтересовало педагогов, и ими были проведены соответствующие консультации для родителей.
Фольклорный музей имеет свою специфику. Он может рассматриваться как своеобразная иллюстрация к национальному фольклору. Он создаёт особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек и других жанров фольклора. Во многих сказках упоминаются веретено, кудель и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни. В русской горнице по-особому звучат народные песни, сказки, прибаутки. Фольклорный мини-музей можно назвать местом обмена информацией разных поколений и национальностей. В то же время он является комплексным мини-музеем, так как знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой. Считаю, что создание музея просто необходимо в детском саду, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для восприятия народного фольклора.
Реализация проекта
1 этап подготовительный
Выступление на совете педагогов о необходимости создания мини-музея в детском саду. Беседы с родителями о необходимости создания мини-музея, изучение и сбор материалов по этой теме, постановка цели и задач, подготовка наглядного материала. Составление описания экспонатов, их размещение в музее.
2 этап основной
Организация предметно-развивающей среды музея. Проведение занятий, досугов, выставок: «Народные промыслы», «Музыкальные инструменты», «Деревянная игрушка». Чтение русских народных сказок. Проведение открытого занятия для педагогов «Русская печка – всему дому кормилица».
3 этап заключительный
Презентация мини-музея на совете педагогов. Анализ проведённой работы. Перспективы развития мини-музея: подбор нового наглядного материала, литературы. Проведение экскурсий для других групп. Оформление новых выставок в музее.
На основе уже проделанной работы можно сделать следующие выводы: использование предметной среды мини-музея в ДОУ даёт возможность решать задачи художественного развития детей, знакомства с народными промыслами, что развивает в детях творческую инициативу, интерес к истории, культуре и народному творчеству.
Татьяна Никольская, воспитатель
МДОУ Д/с №1, г.о. Власиха
Рекомендуем почитать
- Комментарии