"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Два весёлых гуся
Работа с детьми с речевыми нарушениями в общеобразовательных дошкольных учреждениях сводится к постоянному вниманию взрослого к речи как таковой и всем функциям, непосредственно связанным с речевым развитием. Именно поэтому лексические темы на фронтальных логопедических занятиях повторяют те, что изучаются дошкольниками в группе с воспитателем. Этим же объясняется домашнее задание и рекомендации, которые дают специалисты родителям: если в группе у ребёнка не получается работать с бумагой и ножницами, ему плохо даётся пластилин, при рисовании карандашом или кистью линии получаются кривые и толще положенных – это всё имеет непосредственное отношение к речи: как устной, так и письменной. Значит родителю обязательно нужно рассказать, в каком направлении развивать эти навыки. Но родитель в сегодняшней нашей работе будет лишь зрителем. Для начала раскроем нехитрые секреты взаимодействия воспитателя и логопеда.
Конспект занятия состоит из двух частей: первая – это фронтальная работа воспитателя в группе со всеми воспитанниками; вторая – индивидуальная форма воздействия логопеда на ребёнка с речевым нарушением.
Первая часть
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации для воспитанников средней группы детского сада «Жили у бабуси два весёлых гуся».Цель: создавать сюжетную композицию на основе прослушанного произведения.
Задачи: развивать познавательную активность; продолжать учить самостоятельно вырезать элементы для доведения предмета до нужного образа; воспитывать интерес к устному народному творчеству; познакомить детей с новым словом «иллюстрация», ввести его в речь; закрепить понятия «верх-низ»; закрепить знания о геометрических фигурах; продолжать развивать умение слушать взрослого, выполнять задания по его инструкции.
Демонстрационный материал: картинки с героями, аудиозапись детской песенки «Жили у бабуси два весёлых гуся».
Оборудование: заготовки больших кругов белого и чёрного цвета с намеченными линиями для разрезания (крылья), такие же по размеру жёлтые круги (штанишки), маленькие круги (головы), ещё меньше – глаза, красные квадратики с намеченными линиями для вырезания лапок и клювиков, треугольники белого и чёрного цвета (шеи); заготовки лужиц; листы тонированной бумаги для основы, ножницы, клей.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Как вы думаете, получится ли у нас погрузиться в сказку? (Ответы детей.) Предлагаю к известной вам сказке про гусей создать необычную иллюстрацию. Вы знаете, что это такое? (Рассуждения детей.) Сегодняшнюю иллюстрацию мы выполним благодаря клею, цветной бумаге и ножницам. Но для начала предлагаю послушать песенку, которая вам напомнит героев нашей сказки. (Звучит песня «Жили у бабуси…». Воспитатель раскладывает перед детьми заготовки для поделки.)Воспитатель: Назовите наших главных героев? (Ответы детей.) Давайте разработаем наши пальчики и приступим к поделке. (Проводится пальчиковая гимнастика.)
Жили у бабуси два весёлых гуся (кистями рук изображаем клювы),
Один серый, другой белый, два весёлых гуся (выполняются те же движения кистями).
Вытянули шеи: у кого длиннее (вращаем кистями рук)?
Один серый, другой белый, два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки в луже у канавки (трём ладони друг о друга),
Один серый, другой белый, спрятались в канавке (сжимаем пальцы в кулаки).
Ребята, для начала представим, в каком месте на листе бумаги расположим с вами лужу у канавки. Определим её внизу нашего листа-основы для того, чтобы поверх лужи разместить гусей. Теперь начинаем «собирать» белого гуся. Берём белый большой круг с намеченной линией, разрезаем по ней – получились крылышки. Теперь из красного квадрата по намеченным линиям вырезаем треугольники – это лапки и клювик. А ещё остались жёлтые круги – это штанишки, маленькие белые и чёрные круги – это гусиные головы. Посмотрите, как я сейчас из деталей получу гуся. (Показ на мольберте.) Повторяем за мной. Точно так же «собираем» чёрного гуся. Отличная иллюстрация!
Вторая часть
Конспект логопедического занятия по активизации лексики на тему «Домашние птицы» для воспитанника средней группы детского сада.Цель: восполнение словаря по теме «Домашние птицы».
Задачи: развивать умение изменять имена существительные по числам; закреплять навык согласования числительных с существительными; отрабатывать умение подбирать родственные слова; формировать зрительно-пространственные представления; развивать мелодико-интонационный строй речи.
Оборудование: поделка, которую ребёнок выполнил на занятии с воспитателем; предметные картинки с изображением домашних птиц и их детёнышей; изображения домашних птиц от одного до пяти; карточки «лабиринты» с изображением домашних птиц.
Ход деятельности
Логопед: Давай вспомним, о ком вы говорили на занятии с воспитателем и кого ты благодаря бумаге и клею смог выполнить. Это два гуся, верно? (Ответ ребёнка.) Смотри: у меня есть карточки с изображением птиц. Они все из разных семей. Нам нужно с тобой найти каждую семью и сказать, из кого она состоит. Вот гусь. Как зовут в этой семье маму?Ребёнок: Гусыня.
Логопед: А малыша?
Ребёнок: Гусёнок.
Логопед: А малышей?
Ребёнок: Гусята.
А давай посчитаем, сколько птиц изображено на каждой карточке. Это кто? (Гуси.) Считаем вместе: один гусь, два гуся, три гуся, четыре гуся, пять гусей. А ещё у меня есть вот такие карточки. (Логопед кладёт перед ребёнком лабиринты.) Давай искать сначала пальчиком, а потом только глазами.
Предлагаю попеть птичьи песенки. Для всех возьмём одну и ту же песенку: ля-ля-ля, меняться будет только твой голос. Я указываю на любую птицу. Если она взрослая – пой громко. Если малыш – пой тихо. (Потом то же самое можно выполнять, увеличивая или уменьшая высоту голоса.) Какие птицы жили у бабуси? А каких ещё домашних птиц мы сегодня вспоминали? (Ответ ребёнка.) Отлично! Ты молодец!
Ольга Алфёрова, учитель-логопед высш. кв. кат.,
Милютина Карина, студентка МСПИ,
ГБОУ Школа 2114, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Нарисуй и раскрась павлина
- Мастерим игрушки на занятиях
- «Звёздное небо» в каждом доме
- Игрушки для юных музыкантов
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии