"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2014
Все секреты нитяной графики
Техника изонити напоминает вышивание. Она заключается в создании художественного образца путём пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника привлекает простотой исполнения и оригинальностью и не требует дорогостоящих материалов.
Истоки этого творчества уходят корнями к народным промыслам Англии. Британские мастера работали так: в плоскую дощечку забивали гвозди, на которые потом натягивали нити. Мы же используем картон — у него готовый цветовой фон, и он обладает достаточной плотностью, нить не стягивает его при натяжении.
Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Но лучше начинать использование этой техники на занятиях с детьми старшей и подготовительной групп.
Вот уже несколько лет в своей группе детского сада я веду кружок «Изонити». Цикл занятий состоит из двух разделов:
- Овладение техникой изонити; изображение углов, моделирование с их использованием образцов.
- Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити, моделирование с их использованием образцов.
Техника изонити содержит образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал. Дети не только вышивают, но и с помощью этого увлекательного занятия решают много других задач:
- Упражняются в количественном и порядковом счёте, ориентировке в пространстве: вверху, внизу, слева, справа.
- Развивают абстрактное мышление, знакомятся с математическими понятиями: прямой угол, острый угол, тупой угол, окружность и т.д.
- Учатся владеть иглой, ниткой, шилом, работать с трафаретами.
- Развивают координацию движений, глазомер, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца), художественные способности и эстетический вкус, активный и пассивный словарь.
- Учатся общению, обращаясь во время работы друг к другу за помощью, делясь своими мыслями и находками.
Необходимые материалы: иголка с широким ушком, цветные катушечные нитки №20-40, ножницы, шило, кусок пенопласта для подкладки во время прокалывания шилом, линейка, трафареты, фигурные лекала.
Этапы работы
1. Прежде, чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. Для начала я показала ребятам альбом со своими работами, познакомила их с разными способами изображения предметов. Дети с огромным восторгом рассматривали работы. И загорелись!2. После того, как приготовлено всё необходимое для работы, необходимо обратить внимание детей на переплетение нитей. На лицевой стороне нити красиво пересекаются, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом. Рассказав о правилах работы с инструментами и материалами, можно перейти к показу выполнения изонитью углов, действуя при этом медленно, последовательно объясняя каждое действие. Следует показать детям на примере, как отсчитать отверстия, провести линию по линейке, как подобрать нить, вдеть нить в иглу.
3. Угол рисуем на изнаночной стороне картона. Дети должны определить правую и левую сторону угла, найти его вершину. Количество отверстий (дырочек) должно быть одинаковым по обеим сторонам угла. Чтобы облегчить детям работу, проколы в первое время желательно делать воспитателю. Постепенно дети научатся делать проколы сами.
4. Далее выполняем работу вместе с детьми. Сначала водим иглу с изнанки в нижней стороне угла, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла. С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины на другой стороне угла. С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз и смотрим, что получилось. С изнанки поднимаемся на одну дырочку вверх. И так постепенно добираемся до последнего отверстия на обеих сторонах угла. Следует каждый раз смотреть, как ложится нить на лицевой стороне. Чтобы закрепить изображение угла в технике изонити, необходимо выполнить несколько образцов с использованием углов: морковь, рыбка, домик, зонтик, парус и т. д.
5. После того, как дети хорошо усвоили изображение углов, можно приступить к изображению окружностей. Отверстия окружности должны располагаться на одинаковом расстоянии. Для этого можно использовать трафареты. Затем необходимо выбрать хорду (количество отверстий нужно заполнить). Чем длиннее хорда, тем шире полоса вышивки. На лицевой стороне нити, пересекаясь друг с другом, образуют круг. Следует обратить внимание детей, что на изнаночной стороне не должно быть пересечения нитей.
Торопить детей не нужно, важно, чтобы они поняли принцип вышивания. И если ребёнок быстро нашёл ошибку в своей работе и попросил помощи, всё можно и нужно быстро исправить.
Если дети хорошо усвоили технику изображения углов и окружностей, поняли основные принципы, то они смогут справиться с любой работой. Когда дети освоят основу техники изонити, можно предоставить им полную самостоятельность в выборе сюжета и его выполнении.
Валентина Смирнова, воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 395», г. Пермь
Рекомендуем почитать
- Комментарии