"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2014
Как колобок по лесу гулял
Дети с задержкой речевого развития, как правило, расторможены или наоборот, пассивны. Внимание таких детей непроизвольно, неустойчиво, поэтому коррекционно-развивающее занятие для них должно быть комплексным, с частой сменой деятельности. Это значит, что необходимо создать условия для стимуляции речевой деятельности, развития не речевых психических функций, а также общей и мелкой моторики
Коррекционные задачи:
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Формировать речевой выдох.
- Учить ребёнка фиксировать взгляд на предмете.
- Расширять активный и пассивный словарь ребёнка.
- Развивать понимание речи.
- Формировать умение повторять слова за педагогом, подражать и общаться доступными средствами.
- Формировать умение строить фразу из двух слов.
- Продолжать развивать умение различать игрушки по цвету.
- Воспитывать у детей навык совместной работы.
- Воспитывать умение слушать взрослого.
Ход занятия
(Ребёнок входит в кабинет, от порога «расстелена» тропинка, сделанная из картона, на ней — колобок.)Логопед. Ой, Анечка (Пашенька, Ксюшенька), посмотри, какой чудесный колобок забежал к нам в гости. Повтори, кто это?
Ребёнок. Колобок. (Фото 1.)
Логопед. Здравствуй, колобок. Он тебе отвечает: «А-АА». (Ребёнок повторяет.) (Фото 2.) Наверное, он заблудился. Давай ему поможем! А ты вообще хочешь в сказку попасть? Ты не боишься? Ведь в сказке живёт сердитая баба Яга. Покажи, какая она сердитая. (Ребёнок показывает.) Но ничего, мы можем её развеселить, и тогда она будет весёлая. Покажи, какая она будет весёлая. (Ребёнок показывает.) Оказывается Баба Яга совсем не злая. Ты удивился? Покажи, как ты удивился. (Ребёнок показывает.) (Фото 3.)
Логопед. Покатился колобок по дорожке! (Ребёнок катит мяч-колобок.) Катится, катится, а навстречу ему… кто?
Ребёнок. Заяц.
Логопед. «Здравствуй, зайка-попрыгайка!» Зайка отвечает: «И-И-И-И». (Фото 4.) (Ребёнок повторяет.) И говорит он колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок просит: «Нет, не ешь меня, зайка». (Ребёнок повторяет фразу Колобка.) И добавляет: «Лучше поиграй с нами». (Фото 5.) (После этого логопед проводит с ребёнком пальчиковую гимнастику, показывая, какие действия нужно совершать.)
Логопед. Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так! Вот так!
Он ушами шевелит. (Прижать мизинец и безымянный палец большим пальцем к ладони. Указательный и средний выпрямить и пошевелить ими. Сделать зайку также другой рукой и обеими руками вместе.)
Логопед. И покатился колобок дальше! (Ребёнок катит мяч-колобок.) Катится, катится, а навстречу ему… кто?
Ребёнок. Волк.
Логопед. «Здравствуй, Волк, волчок, серый бочок!» А Волк и отвечает: «У-У-У-У». (Ребёнок повторяет.) И продолжает: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок говорит: «Нет, Волк, не ешь меня!» (Ребёнок повторяет.) (Логопед проводит дыхательную гимнастику.)
Логопед. Давай, подуем на волка сильно-сильно, он испугается и убежит в домик. (Ребёнок и логопед дуют на бумажного волка из конусного театра.) (Фото 6.)
Логопед. Покатился колобок дальше! (Ребёнок катит мяч-колобок.) Катится-катится, а навстречу ему … кто?
Ребёнок. Миша!
Логопед. «Здравствуй, Миша-медведь». А Миша ему отвечает: «Ы-Ы-Ы-Ы». (Ребёнок повторяет.) (Фото 7.) И грозно говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем». Колобок ему в ответ: «Нет, Миша, не ешь меня! Лучше потанцуй с нами!» (Ребёнок повторяет.) (Под музыку Е. и С. Железновых «Мишка пляшет» ребёнок с помощью логопеда совершает действия на развитие общей моторики.)
Вот как наш Мишутка пляшет хорошо: топ-топ,
Он руками машет тоже хорошо: хлоп-хлоп.
Мишка ловко покружился,
Мишка Ане поклонился,
Мишка Аню приглашает поплясать.
Мишка деток приглашает поплясать.
Может прыгать, может прыгать и скакать,
А потом остановиться и друг другу поклониться.
Мишка очень, очень любит танцевать. (Фото 8.)
Логопед. Катится колобок дальше! (Ребёнок катит мяч-колобок.) А навстречу ему… кто?
Ребёнок. Лиса.
Логопед. «Здравствуй, Лисонька-Лиса!» Лиса отвечает: «О-О-О-О». (Ребёнок повторяет.) Хитро поглядывая, лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем». Колобок отвечает: «Нет, Лиса, не ешь меня». (Ребёнок повторяет.) «Давай, — продолжает колобок, — мы тебе сказку расскажем. А называется она «Весёлое чаепитие». (Логопед рассказывает сказку, представляющую собой артикуляционную гимнастику. Ребёнок с помощью упражнений для языка «иллюстрирует» сказку.)
Логопед. Жил-был язычок. Проснулся он однажды утром, и стало ему грустно. Решил язычок пригласить к себе в гости друзей и угостить их чаем. Так ему понравилась эта идея, что он широко улыбнулся (упражнение «Улыбка»). Взял он большую кастрюлю (упражнение «Окошко»), замесил тесто (упражнение «Месим тесто») и напёк блинов (упражнение «Блинчик»). Налил из банки малиновое варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Вдруг кто-то постучал в дверь. (Изображается стук в дверь звуком «д-д-д».)
— Ура! Гости пришли!
И принесли они язычку 5 воздушных шаров. Один шарик был такой большой, что не удержался и лопнул (упражнения «Надуваем шарик» и «Шарик лопнул»). Все громко рассмеялись и пошли пить чай. Вот такое весёлое чаепитие получилось! (Фото 9.)
Логопед. Покатился колобок дальше, а навстречу ему… баба с дедом! Они оставили нам какой-то мешочек. Давай-ка посмотрим, что там.
Игра «Чудесный мешочек»
Ход. Ребёнок достаёт из мешочка по одному маленькие массажные мячики разных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный). Логопед проговаривает: «Ой, кто это? Это Ёжик — ни головы, ни ножек! Это красный ёжик». Ребёнок повторяет по возможности. И так все четыре мячика. Затем логопед просит: «Покажи красного (синего, зелёного, жёлтого) ёжика», «Посади красного ёжика в свой домик». (Домик — это крышечка, соответствующая по цвету мячику.) После каждого правильного действия логопед хвалит ребёнка. (Фото 10.) (В конце занятия логопед проводит упражнение на формирование фразы. Он просит ребёнка посмотреть на картинку и ответить на вопросы.)Логопед. Скажи, что делает кот? (Кот идёт.)
Что делает собака? (Собака идёт.)
Что делает Ната? (Ната идёт.)
Что делает Петя? (Петя идёт.)
Что делает тётя? (Тётя идёт.)
Что делает лиса? (Лиса идёт.)
Логопед. Вот и сказке конец. А кто слушал — молодец!
Ирина Лазарева, учитель-логопед СОШ №509
СП Детский сад «Теремок», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
- Готовимся к школе (развитие детей 5-7 лет)
- Инновационные игрушки
- Капризные робозавры
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии