"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2014
Генеалогическое древо
Во все времена семье отводилась особая роль — сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребёнка семья — источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Именно семья помогает ему понять связь времён, историю своего рода, вызвать чувство гордости за своих предков. Но ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Как же вовлечь родителей в процесс формирования у детей представлений о семье?
Мы нашли оптимальный метод — это составление родословной семьи в виде генеалогического древа. Подобно тому, как растёт дерево, поднимаясь всё выше и обрастая новыми ветвями, большими и маленькими, растёт каждая семья. Задача родителей — с помощью изобразительных средств показать ребёнку его родословную.
Составление генеалогического древа не требует больших материальных затрат и, что самое важное, в этом задействованы все участники педагогического процесса: воспитатели, родители и дети. Мы мотивируем родителей на совместную деятельность с детьми, что позволяет им не только интересно провести время, но и узнать больше о своей семье, семейных традициях.
И ребёнок начинает осознавать себя частью большого целого! У него расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь, совершенствуется грамматический строй речи. При составлении генеалогического древа ребёнок легче и быстрее усваивает родственные отношения, начинает осознавать проводимые параллели между прошлым и настоящим.
В нашей группе работа по составлению генеалогического древа начинается с ознакомления родителей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, в которой подчеркивается роль семьи в воспитании детей. Зачастую у детей представление о семье складывается поверхностное, без понимания родственных отношений. И чтобы сформировать и расширить у них правильное представления о своей семье, мы предлагаем родителям составить генеалогическое древо.
Для этого мы подготавливаем образец генеалогического древа, который берётся родителями за основу. Далее разъясняем родителям, что фотографию ребёнка мы размещаем наверху в центре кроны древа, поскольку он — главный участник нашей деятельности. С одной стороны древа размещаем фотографию мамы и родственников по линии мамы (дядя, тётя, их дети, бабушка, дедушка). А с другой стороны — фотографию папы и его родственников. Также обращаем внимание на то, что корни древа — это корни семьи, где должны быть фотографии прабабушек и прадедушек.
В процессе составления древа у родителей, конечно же, возникают вопросы, но все они решаются в индивидуальной беседе. На изготовление генеалогического древа у семей уходит 10–14 дней.
Выполненные работы дети приносят в детский сад, и мы размещаем их на «дереве знаний» в нашей группе. Оно находится в доступном для детей месте, и в свободное время они могут подходить, рассматривать фотографии и рассказывать друг другу о своей семье. Генеалогическое древо является незаменимым наглядным материалом, позволяющим ребёнку интереснее и увлекательнее составлять рассказ о своей семье.
Есть дерево красивое,
Растёт себе, ветвится.
И тем оно мне нравится,
Что ветви древа — лица.
И генеалогическим
То дерево зовётся.
И как дружнее вместе с ним
Семье большой живётся.
И внук идёт за внучеком,
Племянник за племянницей,
И всё у вас получится,
Всё в памяти останется.
Ирина Силина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №32»
г. Салават, Республика Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Спортивные игры
- Колёсный транспорт для школьников
- Витаминное лето
- Мемори – отличная игра на развитие памяти
- Комментарии