"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Лебедь для мамы
План-конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
![Лебедь для мамы Лебедь для мамы](/upload/medialibrary/72f/2beyq4tejgifkk07fihpqxkqih3o5sff.jpg)
Предложение нарисовать для мамы красивого гордого лебедя или грациозную лебёдушку очень заинтересовало детей. Эту птицу многие из них уже видели в городских прудах, а юные путешественники – и в природных водоёмах. Не смотря на это, мы уделили внимание предварительной работе: детям рассказали сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»; рассмотрели с ними иллюстрации А. Ломаева, Т. Вульфа, В. Биро, В. Чинёновой; для уточнения представлений о форме тела лебедя в целом, а также о форме частей его тела и пропорциях между ними, об особенностях изгиба шеи дети слепили чёрного лебедя из пластилина и белого лебедя из глины.
Цель занятия: научить передавать образ лебедя в рисовании.
Обучающие задачи: закреплять навыки использования ближнего и заднего планов рисунка, получения нужного оттенка цвета при смешивании красок, рисования плоскими и круглыми кистями разных размеров.
Развивающие задачи: развивать умение соотносить форму предметов с эталонными фигурами и правильно передавать её в рисунке, совершенствовать метрические представления, технику рисования кистью; использовать приёмы объёмного изображения.
Воспитательные задачи: воспитывать представление о ценности самостоятельно изготовленного подарка, желание порадовать им близкого человека в праздничный день.
Материал: бумага А3 для акварели плотностью 200 г/м2; набор гуаши 12 цветов; палитра; кисти - щетина плоская №№ 4, 6, 8, белка круглая №№ 2, 3; ватные палочки; ёмкость с водой; салфетки; простые карандаши, ластик.
![1.jpg 1.jpg](/upload/medialibrary/d3d/7fcw2l86f06wln6509q6snammahev3ze.jpg)
2. Подготовка красок и бумаги для рисования. Предложить детям нарисовать белого лебедя, который плывёт ранней весной по лесному озеру. Пояснить, что из-за движения и солнечных бликов оперение птицы и вода имеют оттенки разных цветов. Предложить выложить на палитру нужные краски; при затруднении отметить, что для передачи «зимней» цветовой гаммы окружающей природы и изображения лебедя пригодятся краски белая, чёрная, зелёная, синяя, охра, коричневая, красная.
Лист бумаги делим по горизонтали на две неравные части. На переднем плане, занимающем большую часть листа, будет изображён лебедь, и это позволит уделить внимание прорисовыванию птицы. На заднем плане будет нарисован заснеженный берег озера.
После объяснения дети подготавливают для рисования бумагу и краски.
![2.jpg 2.jpg](/upload/medialibrary/023/ob9oi1tfnnf9cihikrfhehkmvewm4try.jpg)
3. Изображение контуров тела лебедя. Уточнить представления о форме туловища птицы и взаимном расположении частей её тела. Обратить внимание детей на то, что красиво выгнутая шея позволяет лебедю рассмотреть всё, что находится рядом на воде и под водой, а также повернуть голову и рассмотреть что-то в стороне. Предложить показать изгиб лебединой шеи пальцем в воздухе; продемонстрировать возможность поворота головы птицы с помощью позы руки «лебедь». Подвести детей к выводу о том, что голова птицы небольшая, аккуратная; красный клюв похож на лопаточку, а глаз – на большую чёрную точку.
Дети рисуют карандашом на бумаге контур лебедя: овальное туловище, затем от него вверх изогнутую шею, которая заканчивается небольшой овальной головой с клювом. Для оценки соответствия изображения замыслу предлагаем детям посмотреть на рисунок издали. Все необходимые, по мнению детей, изменения они делают с помощью ластика и карандаша.
![3.jpg 3.jpg](/upload/medialibrary/359/ir8x11dc5709vs2k4r9yfalz3ow9ms94.jpg)
4. Изображение воды. На переднем плане вокруг лебедя дети изображают воду. Для этого на плоскую кисточку из щетины набирают сразу 2 краски, например, синюю и белую (бирюзовую и белую, охру и белую). Затем короткими мазками в горизонтальном направлении краску наносят на место изображения воды, добиваясь эффекта смешения красок прямо на рисунке. Добавление небольшого количества охры позволяет показать отражение на воде солнечных бликов.
![4.jpg 4.jpg](/upload/medialibrary/88e/x4ptpn8ds5mq6o2n933ccsjmj9jojqj7.jpg)
5. Изображение берега. Деревья на берегу задерживают солнечные лучи, поэтому там больше снега, и кромка берега покрыта снежными комками. Это можно показать мазками, набрав на кисточку больше белой краски.
![5.jpg 5.jpg](/upload/medialibrary/66b/qaogv24cxxfo0gd3qur1a3w3kqo5cvva.jpg)
6. Закрашивание контура птицы. Тело лебедя покрыто перьями, и, чтобы показать это, контур туловища дети не обводят, а накладывают на него краску мазками, смешивая набранную на кисточку белую и чёрную краску, белую и коричневую краску непосредственно на рисунке. Шею и голову птицы обводят по контуру круглой кисточкой. После этого шею гладко закрашивают этой же кисточкой, без мазков, или плоской кисточкой из щетины аккуратными мазками под углом 35о- 45о к горизонтальной линии. Голову лебедя из-за её небольшого размера закрашивают только гладко. Клюв рисуют красной краской, прикладывая плоскую кисточку боком, глаз – чёрной краской, набранной на ватную палочку или кончик круглой кисточки.
Для оценки соответствия цветового решения замыслу детям предлагают рассмотреть рисунки издали.
![6.jpg 6.jpg](/upload/medialibrary/89b/29p32vx4p4ttmphwd8w798yojmwq10mh.jpg)
7. Изображение веток кустарников. Обращаем внимание детей на то, что растущие у водоёма кустарники склоняют часто к воде свои ветки. Они тянутся к озеру, но не касаются воды. Дети рисуют ветки кустарников круглыми кисточками разной толщины. Комки снега на них изображают белой краской без добавления воды, прикладывая ватные палочки или кисточки.
![8.jpg 8.jpg](/upload/medialibrary/3e9/73w59lv3scwbrudhzbb4hu5b8ar0u3rr.jpg)
8. Для передачи объёма рисунка на воде около лебедя близко расположенными мазками изображают его тень. Некоторые ветки кустарников находятся ближе к нам, чем лебедь, и дети могут показать это, наложив изображение ветки на тело лебедя.
Рисунки лебедя могут украсить выставку детского художественного творчества и стать необычным подарком для мамы или бабушки.
![Лебедь для мамы Лебедь для мамы](/upload/medialibrary/72f/2beyq4tejgifkk07fihpqxkqih3o5sff.jpg)
Предложение нарисовать для мамы красивого гордого лебедя или грациозную лебёдушку очень заинтересовало детей. Эту птицу многие из них уже видели в городских прудах, а юные путешественники – и в природных водоёмах. Не смотря на это, мы уделили внимание предварительной работе: детям рассказали сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»; рассмотрели с ними иллюстрации А. Ломаева, Т. Вульфа, В. Биро, В. Чинёновой; для уточнения представлений о форме тела лебедя в целом, а также о форме частей его тела и пропорциях между ними, об особенностях изгиба шеи дети слепили чёрного лебедя из пластилина и белого лебедя из глины.
Цель занятия: научить передавать образ лебедя в рисовании.
Обучающие задачи: закреплять навыки использования ближнего и заднего планов рисунка, получения нужного оттенка цвета при смешивании красок, рисования плоскими и круглыми кистями разных размеров.
Развивающие задачи: развивать умение соотносить форму предметов с эталонными фигурами и правильно передавать её в рисунке, совершенствовать метрические представления, технику рисования кистью; использовать приёмы объёмного изображения.
Воспитательные задачи: воспитывать представление о ценности самостоятельно изготовленного подарка, желание порадовать им близкого человека в праздничный день.
Материал: бумага А3 для акварели плотностью 200 г/м2; набор гуаши 12 цветов; палитра; кисти - щетина плоская №№ 4, 6, 8, белка круглая №№ 2, 3; ватные палочки; ёмкость с водой; салфетки; простые карандаши, ластик.
Ход занятия
1. Актуализация информации о птице. Предложить детям вспомнить, где они видели лебедя, что он делал. С помощью уточняющих вопросов подвести их к следующим выводам: лебедь может быть чёрным или белым, по форме плывущий лебедь очень похож на цифру 2, оперение у него гладкое, перья плотно прижаты друг к другу. Весной лебеди возвращаются домой, и некоторые из них прилетают, когда снег ещё не полностью растаял и лежит на берегах водоёмов.![1.jpg 1.jpg](/upload/medialibrary/d3d/7fcw2l86f06wln6509q6snammahev3ze.jpg)
2. Подготовка красок и бумаги для рисования. Предложить детям нарисовать белого лебедя, который плывёт ранней весной по лесному озеру. Пояснить, что из-за движения и солнечных бликов оперение птицы и вода имеют оттенки разных цветов. Предложить выложить на палитру нужные краски; при затруднении отметить, что для передачи «зимней» цветовой гаммы окружающей природы и изображения лебедя пригодятся краски белая, чёрная, зелёная, синяя, охра, коричневая, красная.
Лист бумаги делим по горизонтали на две неравные части. На переднем плане, занимающем большую часть листа, будет изображён лебедь, и это позволит уделить внимание прорисовыванию птицы. На заднем плане будет нарисован заснеженный берег озера.
После объяснения дети подготавливают для рисования бумагу и краски.
![2.jpg 2.jpg](/upload/medialibrary/023/ob9oi1tfnnf9cihikrfhehkmvewm4try.jpg)
3. Изображение контуров тела лебедя. Уточнить представления о форме туловища птицы и взаимном расположении частей её тела. Обратить внимание детей на то, что красиво выгнутая шея позволяет лебедю рассмотреть всё, что находится рядом на воде и под водой, а также повернуть голову и рассмотреть что-то в стороне. Предложить показать изгиб лебединой шеи пальцем в воздухе; продемонстрировать возможность поворота головы птицы с помощью позы руки «лебедь». Подвести детей к выводу о том, что голова птицы небольшая, аккуратная; красный клюв похож на лопаточку, а глаз – на большую чёрную точку.
Дети рисуют карандашом на бумаге контур лебедя: овальное туловище, затем от него вверх изогнутую шею, которая заканчивается небольшой овальной головой с клювом. Для оценки соответствия изображения замыслу предлагаем детям посмотреть на рисунок издали. Все необходимые, по мнению детей, изменения они делают с помощью ластика и карандаша.
![3.jpg 3.jpg](/upload/medialibrary/359/ir8x11dc5709vs2k4r9yfalz3ow9ms94.jpg)
4. Изображение воды. На переднем плане вокруг лебедя дети изображают воду. Для этого на плоскую кисточку из щетины набирают сразу 2 краски, например, синюю и белую (бирюзовую и белую, охру и белую). Затем короткими мазками в горизонтальном направлении краску наносят на место изображения воды, добиваясь эффекта смешения красок прямо на рисунке. Добавление небольшого количества охры позволяет показать отражение на воде солнечных бликов.
![4.jpg 4.jpg](/upload/medialibrary/88e/x4ptpn8ds5mq6o2n933ccsjmj9jojqj7.jpg)
5. Изображение берега. Деревья на берегу задерживают солнечные лучи, поэтому там больше снега, и кромка берега покрыта снежными комками. Это можно показать мазками, набрав на кисточку больше белой краски.
![5.jpg 5.jpg](/upload/medialibrary/66b/qaogv24cxxfo0gd3qur1a3w3kqo5cvva.jpg)
6. Закрашивание контура птицы. Тело лебедя покрыто перьями, и, чтобы показать это, контур туловища дети не обводят, а накладывают на него краску мазками, смешивая набранную на кисточку белую и чёрную краску, белую и коричневую краску непосредственно на рисунке. Шею и голову птицы обводят по контуру круглой кисточкой. После этого шею гладко закрашивают этой же кисточкой, без мазков, или плоской кисточкой из щетины аккуратными мазками под углом 35о- 45о к горизонтальной линии. Голову лебедя из-за её небольшого размера закрашивают только гладко. Клюв рисуют красной краской, прикладывая плоскую кисточку боком, глаз – чёрной краской, набранной на ватную палочку или кончик круглой кисточки.
Для оценки соответствия цветового решения замыслу детям предлагают рассмотреть рисунки издали.
![6.jpg 6.jpg](/upload/medialibrary/89b/29p32vx4p4ttmphwd8w798yojmwq10mh.jpg)
7. Изображение веток кустарников. Обращаем внимание детей на то, что растущие у водоёма кустарники склоняют часто к воде свои ветки. Они тянутся к озеру, но не касаются воды. Дети рисуют ветки кустарников круглыми кисточками разной толщины. Комки снега на них изображают белой краской без добавления воды, прикладывая ватные палочки или кисточки.
![8.jpg 8.jpg](/upload/medialibrary/3e9/73w59lv3scwbrudhzbb4hu5b8ar0u3rr.jpg)
8. Для передачи объёма рисунка на воде около лебедя близко расположенными мазками изображают его тень. Некоторые ветки кустарников находятся ближе к нам, чем лебедь, и дети могут показать это, наложив изображение ветки на тело лебедя.
Рисунки лебедя могут украсить выставку детского художественного творчества и стать необычным подарком для мамы или бабушки.
Валентина Камышникова, педагог дополнительного
образования ИЗО студия «Вёшки» г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку