"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2014
И развиваем, и укрепляем
Подвижные игры — основное средство физической культуры в развитии ребёнка. Они способствуют максимальному развитию разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки. Особенно подвижные игры необходимы малышам — они благотворно влияют на вестибулярный аппарат, развивают координацию, укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают у ребёнка концентрацию и внимание
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Помимо совершенствования движений, у детей во время подвижных игр развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определённые правила.
Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильно возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.
Помимо этого, двигательная активность очень полезна для здоровья. Разнообразные движения и действия, особенно выполняемые на свежем воздухе, оздоравливают играющих, укрепляя их нервную систему, двигательный аппарат, улучшая обмен веществ, повышая деятельности всех органов и систем организма ребёнка.
Активные игры дают возможность не только получить пользу для здоровья, но и развлекают, стимулируют активность мышления, могут носить познавательный характер. Часто они используются для того, чтобы, сплотить коллектив, развлечься и отдохнуть в перерыве между серьёзным делом, закрепить приобретённые навыки или ввести новые знания, снять психологический барьер при знакомстве и т.д.
В каждой группе детского сада воспитатели проводят различные виды подвижных игр. У них есть как сходства, так и отличия между собой. Например, благодаря сюжетным подвижным играм, дети не только развиваются умственно, но и налаживают контакты в коллективе. Такие сюжетные игры направлены, прежде всего, на то, как дети представляют себе окружающий их мир, людей, животных, птиц. Очень интересной окажется игра, в которой дети сами будут показывать повадки животных, например, играя в лошадку, так же грациозно поднимать ножки и цокать.
Бессюжетные игры также отлично влияют на развитие детей. Основа таких игр — двигательные задания с определёнными правилами, например: игры «Попади в кольцо», «Играем в мяч», «Догонялки». Вот описание нескольких подвижных игр, в которых могут активно участвовать дети.
Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши.)
Вдруг раздался странный звон,
Убежали мыши вон.
Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот. Из их числа выбирается новая кошка, и игра продолжается.
А когда она говорит: «Великаны!», её голос грубеет, она встаёт во весь рост, да ещё руки вытягивает вверх — такие они громадные. Детям эта игра очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост — «великаны» и садятся на четвереньки — «карлики». Когда ребята научатся правильно выполнять команды, воспитательница предлагает узнать, кто самый внимательный. Она просит детей запомнить правильные команды — «Карлики!» и «Великаны!». А все остальные команды не выполнять. Сначала воспитатель даёт правильные команды, а потом слова «карлики» и «великаны» меняет на похожие. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Помимо совершенствования движений, у детей во время подвижных игр развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определённые правила.
Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильно возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.
Помимо этого, двигательная активность очень полезна для здоровья. Разнообразные движения и действия, особенно выполняемые на свежем воздухе, оздоравливают играющих, укрепляя их нервную систему, двигательный аппарат, улучшая обмен веществ, повышая деятельности всех органов и систем организма ребёнка.
Активные игры дают возможность не только получить пользу для здоровья, но и развлекают, стимулируют активность мышления, могут носить познавательный характер. Часто они используются для того, чтобы, сплотить коллектив, развлечься и отдохнуть в перерыве между серьёзным делом, закрепить приобретённые навыки или ввести новые знания, снять психологический барьер при знакомстве и т.д.
В каждой группе детского сада воспитатели проводят различные виды подвижных игр. У них есть как сходства, так и отличия между собой. Например, благодаря сюжетным подвижным играм, дети не только развиваются умственно, но и налаживают контакты в коллективе. Такие сюжетные игры направлены, прежде всего, на то, как дети представляют себе окружающий их мир, людей, животных, птиц. Очень интересной окажется игра, в которой дети сами будут показывать повадки животных, например, играя в лошадку, так же грациозно поднимать ножки и цокать.
Бессюжетные игры также отлично влияют на развитие детей. Основа таких игр — двигательные задания с определёнными правилами, например: игры «Попади в кольцо», «Играем в мяч», «Догонялки». Вот описание нескольких подвижных игр, в которых могут активно участвовать дети.
Поезд
Ход игры. Эта игра — для самых маленьких. Дети и воспитатель сидят на стульях и делают круговые движения руками перед собой, подражают гудку «Ту-ту!», топают ногами. По сигналу «Остановка» или «Приехали» все бегают по комнате или собирают ягоды или грибы.Курица с цыплятами
Ход игры. Освободите в группе или в зале площадку попросторнее. В одном конце группы расставляются стулья, число которых должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий — он будет кошкой. Воспитательница играет роль мамы-курицы, остальные игроки — её дети-цыплятки. Кошка садится на один из стульчиков и ждёт. Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят такие слова:Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
Сапоги-скороходы
Ход игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются в шеренгу друг за другом. Каждая из команд получает по паре громадных взрослых валенок — таких, чтобы дети могли влезть в них прямо в своей обуви. Дети утопают в них, и действительно они похожи на мальчиков-с-пальчиков в сапогах-скороходах Людоеда. Перед детишками на расстоянии 3-5 метров стоят стульчики. По команде воспитателя малыши должны добежать до стульчиков, обогнуть их и прибежать обратно. Валенки снимаются и передаются следующему игроку. Побеждает, разумеется, тот, кто прибежит первым.Смелые мышки
Ход игры. Ещё одна игра про кошку, только теперь она будет ловить уже не цыпляток, а мышек. Выбирается водящий — кошка. Она садится на стульчик, мышки становятся на противоположной стороне. Дети-мыши медленно подбираются к коту, пока воспитатель говорит:Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши.)
Вдруг раздался странный звон,
Убежали мыши вон.
Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот. Из их числа выбирается новая кошка, и игра продолжается.
Стрекоза
Ход игры. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает физические силы. Дети выстраиваются в линию, становятся на корточки, упирают руки в бока и, по команде воспитательницы, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца группы. Побеждает тот, кто первый «дострекозит» таким способом до финиша. А вот того, кто по дороге споткнётся и обопрётся на руки, с дистанции снимают.Наступление
Ход игры. Все игроки встают в круг и выставляют в центр одну ногу так, чтобы носки выставленных ног соприкасались в центре. Получается такой вот небольшой круг. Игроки начинают говорить: «Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем наступать!». На последнем слове все отпрыгивают в разные стороны. Тот, кто первый крикнет: «Я — первый!», тот и начинает дальнейшую игру. Игра заключается в том, чтобы с того места, где ты стоишь, за один раз прыгнуть на соседа и при этом постараться наступить ему на ногу. Сосед же должен успеть отпрыгнуть и, если успел, прыгнуть на следующего игрока (по часовой стрелке, начиная с первого). Тот, кому наступили на ногу, выбывает из игры. А игрок, наступивший на ногу, имеет право на внеочередной прыжок и прыгает на следующего игрока по часовой стрелке. Игра продолжается до последнего выбывшего.Карлики и великаны
Ход игры. Дети стоят вокруг воспитательницы, которая рассказывает, что есть на свете совсем маленькие люди — карлики, а есть громадные — великаны. Когда воспитательница произносит: «Карлики!», она присаживается на четвереньки, опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «карлики» нужно произносить тоненьким голосом — вот такие они крохотные.А когда она говорит: «Великаны!», её голос грубеет, она встаёт во весь рост, да ещё руки вытягивает вверх — такие они громадные. Детям эта игра очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост — «великаны» и садятся на четвереньки — «карлики». Когда ребята научатся правильно выполнять команды, воспитательница предлагает узнать, кто самый внимательный. Она просит детей запомнить правильные команды — «Карлики!» и «Великаны!». А все остальные команды не выполнять. Сначала воспитатель даёт правильные команды, а потом слова «карлики» и «великаны» меняет на похожие. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры.
Татьяна Дудорова, воспитатель
ГБОУ Лицей 1571, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку