"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2014
Правая рука, левая нога…
Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия понятий «право» и «лево» и начать без ошибок ими пользоваться — это пятый год жизни. Но слышит эти слова малыш с самого рождения. Уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка.
Самые маленькие дети учатся ориентироваться в пространстве «на себе», на своем теле: вверху — это там, где голова, внизу — где ноги, вправо — где правая рука, влево — где левая рука.
Сначала у детишек можно увидеть помогающие им жесты. Например, малыш, чтобы определить, где у него правая рука, начинает ею двигать. В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. И уже после этого ребёнок, просто слыша слово «влево», «вправо», понимает его без жестов.
Когда мы играем с детьми в игры, помогающие научиться ориентироваться в пространстве, то обязательно знакомим малышей не с одним понятием (только «правая рука»), но с парами слов: влево и вправо, выше и ниже, спереди и сзади. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то говорим сразу об обеих руках: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». Или во время рисования: «В правой руке у тебя кисточка. Где твоя правая рука? А где левая? Что она держит? Левая держит листочек бумаги, на котором ты рисуешь».
Ежедневные весёлые мини-игры гарантируют надёжный результат в достаточно короткое время. Дополнительно к играм необходимо постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестаёт путаться. Перед вами — несколько таких игр.
Игра «Три-та-та» (для самых маленьких)
Ход игры. Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в пестушках и потешках, в массаже с песенками, от которых получают радость. Например:Тра-та-та, тра-та-та,
Поймал дедушка кота,
А бабушка — кошку
За левую ножку!
На слова «левую ножку» ласково потряхиваем левую ножку малыша и гладим её. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.
Игра «Топ-топ-топ» (для малышей)
Ход игры. Это игра-потешка для деток, которые уже учатся ходить и «танцевать» — топать ножкой под песенку. С помощью педагога ребёнок совершает определённые действия в соответствии со словами.Топни-ка, ножка
Правая, понемножку!
Топ-топ-топ-топ-топ — топ (Топаем-переступаем правой ножкой.)
Топни-ка левая —
Маменька велела!
Топ-топ-топ-топ-топ — топ (Топаем-переступаем левой ножкой.)
Ай, деточка, попляши!
Твои ножки хороши! (Подпрыгиваем.)
Игра «Догонялки с кулачками» (детям с 3 лет)
Ход игры. В эту игру можно играть и в детском саду, и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите его кулачки на стол. Спросите, где у него правая рука, а где левая. Если малыш часто ошибается, то можно положить картинки-подсказки: рядом с правой рукой — картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (в левой руке мы держим в это время хлеб). Если малыш левша, то всё будет с точностью до наоборот.Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками по столу или по коленям.
Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три! Левая, беги!
На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, в то время, как вы пытаетесь его запятнать — коснуться его левого кулачка на столе. Слова в стишке меняются — то «Левая, беги!», то «Правая, беги!». Задача ребёнка — «убежать» от вас так, чтобы вы ни разу не успели его задеть.
Используемые картинки-подсказки постепенно можно будет убрать — например, сначала оставить только подсказку для правой руки. Постепенно малыш начнёт убирать нужный кулачок без подсказок-картинок.
Игра «Корабль плывёт» (для детей с 4-5 лет)
В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Сначала разучиваются движения игры:- «Правая повертушка» — это вращение кистью правой руки (другой вариант — правым предплечьем), как будто заводим мотор.
- «Левая повертушка» — это вращение кистью левой руки (другой вариант — левым предплечьем), как будто заводим мотор левой рукой.
- «Правая потоптушка» — топаем правой ногой.
- «Левая потоптушка» — топаем левой ногой. Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево.
Снова водящий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывёт!» Дети: «Какой корабль?» Ведущий: «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и одновременно крутят левой рукой.
В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, «с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».
Игра «Право – лево» (для детей с 4-5 лет)
В этой зарядке-игре малыш учится соотносить части тела (где находится правая щека, левое ухо и так далее) с правой и левой рукой.Ход игры. Сначала ребёнку даются задания, в которых правая рука соотносится с правой частью тела (постучи правой рукой по правому колену, дотронься правой рукой до правого уха), а левая рука — с левой частью тела (покажи левую бровь, левую щеку, дотронься левым локтем до своей левой пятки). Потом упражнения даются как весёлая зарядка в перекрёстном варианте (почеши левой пяткой правую коленку, постучи левым локтем по правому локтю и др.).
Игра «Найди игрушку»
Ход игры. Попросите малыша выйти из комнаты за дверь и спрячьте игрушку. Когда ребёнок зайдёт в комнату, скажите ему, как добраться до игрушки. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо. (Ребёнок выполняет.) Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево. (Ребёнок выполняет.) Пройди два шага. Ищи!». В первых играх трёхлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырёхлетнему давайте не больше 2-3 команд. Позже можно увеличить количество команд до 5 и даже более.Игра «Путаница»
Ход игры. Взрослый показывает на себе части тела и называет их то правильно, то неправильно: «Это правое ухо, это левый бок, это левая бровь, это левый глаз». Ребёнок указывает ошибки и исправляет их.Примечание. В 4-5 лет ребёнок учится определять направление по отношению к себе. Ему ещё трудно понять, что у человека, который стоит напротив, «лево» находится там, где у него «право». Он может определить направление только «от себя». Поэтому во всех играх с детьми 4-5 лет взрослый стоит так же, как и ребёнок (лицом в одну сторону) — показывая и подсказывая на первых порах.
Другие игры, которые помогают детям научиться ориентироваться в пространстве, Вы найдёте на сайте автора «Родная тропинка».
Ася Валасина, кандидат педагогических наук,
автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка»
Рекомендуем почитать
- В. Варченко. Какуро: гимнастика ума
- Фотомарафон «Дети и Игрушки»
- Дистрибуция товаров для детей
- Алла Романова, главный редактор
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии