"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2016
Тестопластика
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изготовлению поделок из солёного теста
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно. Лепить из солёного теста – большое удовольствие и радость.
Рецепт этого материала настолько древний, что никто не знает, когда же люди придумали его. Ещё в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из солёного теста. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол».
Солёное тесто – экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого теста можно смело доверять любому малышу. Этот комок даёт ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так один ребёнок предпочитает миниатюрные изделия, другой тяготеет к монументальности.
Лепка не только интересное, но и весьма полезное занятие. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга, и идёт полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из солёного теста способствует развитию творчества дошкольников. Лепка из солёного теста способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Также как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обоснованно можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребёнка как творческой личности.
Задачи:
Материалы и оборудование: картон голубого цвета, стеки, шаблоны геометрических фигур (шар, овал, треугольник, квадрат), цветные пайетки, солёное тесто жёлтого цвета, печатки, иллюстрация с изображением золотой рыбки.
Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме, актуализация способов лепки.
Воспитатель: Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Что это может быть?». Что может быть изображено, если на картинке есть туловище и хвост? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что это может быть, если есть туловище, хвост, плавники, чешуя?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Правильно. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, какая это рыбка.
Золотая, но не цепочка.
Плавает, но не лодка.
Исполняет желание, но не волшебная палочка.
Дети: Золотая рыбка. (Воспитатель переворачивает иллюстрацию.)
Воспитатель: Ребята, а где можно встретить золотую рыбку?
Дети: В море, в аквариуме, в сказках, книгах.
Воспитатель: В какой сказке говорится о золотой рыбке?
Дети: В сказке о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: Скажите, кто автор этой сказки?
Дети: А.С.Пушкин.
Воспитатель: Правильно. А кто мне может сказать, почему золотая рыбка в сказке могла исполнять желания?
Дети: Потому что обладала волшебной силой.
Воспитатель: Я знаю, что желания исполняются, когда задуваешь свечи на именинном пироге, когда загадываешь их под Новый год. Но я думаю, что каждый из вас хотел бы иметь свою собственную золотую рыбку, чтобы загадывать ей желания, когда захочется. Я права?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте создадим своих золотых волшебниц! Как вы думаете, из какого материала мы сможем сделать рыбку? (Ответы детей.)
Воспитатель: Рыбок мы сделаем из солёного теста. (Дети садятся за столы.) Ваши рыбки могут быть совершенно разными. Как вы думаете, какими частями они будут отличаться? (Ответы детей.)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы обратим внимание на хвост рыбки. Поможет нам в этом игра «Волшебная дорожка». Рыбка будет путешествовать по волшебным дорожкам, и форма хвоста будет меняться в зависимости от геометрической фигуры, которая ей встречается. На пути первым встречается треугольник. Какую форму примет хвост? (Треугольную. Аналогичным образом проводится игра.)
Воспитатель: А сейчас приступим к работе. (Начинается практическая часть занятия. Во время работы, воспитатель напоминает, на сколько частей делить кусочек теста, какой формы туловище (обтекаемой, похожей на овал). Как украсить рыбку. Из чего можно сделать чешуйки (пайетки). Контролирует и направляет работу детей.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие чудесные рыбки у вас получились. Какими частями ваши рыбки отличаются?
Дети: Цветом чешуек, размером.
Воспитатель: Вижу красивые у вас получились рыбки, теперь каждый может загадать рыбке своё желание. Но помните, что рыбки исполняют только добрые желания.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно. Лепить из солёного теста – большое удовольствие и радость.
Рецепт этого материала настолько древний, что никто не знает, когда же люди придумали его. Ещё в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из солёного теста. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол».
Солёное тесто – экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого теста можно смело доверять любому малышу. Этот комок даёт ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так один ребёнок предпочитает миниатюрные изделия, другой тяготеет к монументальности.
Лепка не только интересное, но и весьма полезное занятие. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга, и идёт полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из солёного теста способствует развитию творчества дошкольников. Лепка из солёного теста способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Также как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обоснованно можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребёнка как творческой личности.
Задачи:
- продолжать закреплять навыки работы с солёным тестом на плоскости, создавая изображение в полуобъёме;
- добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа;
- развивать аккуратность в работе;
- закреплять умение определять подсистему и надсистему объекта;
- формировать подвижность мышления, побуждать детей фантазировать на основе изменения признака формы.
Материалы и оборудование: картон голубого цвета, стеки, шаблоны геометрических фигур (шар, овал, треугольник, квадрат), цветные пайетки, солёное тесто жёлтого цвета, печатки, иллюстрация с изображением золотой рыбки.
Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме, актуализация способов лепки.
Ход занятия
(На мольберте размещена перевёрнутая иллюстрация с изображением золотой рыбки.)Воспитатель: Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Что это может быть?». Что может быть изображено, если на картинке есть туловище и хвост? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что это может быть, если есть туловище, хвост, плавники, чешуя?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Правильно. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, какая это рыбка.
Золотая, но не цепочка.
Плавает, но не лодка.
Исполняет желание, но не волшебная палочка.
Дети: Золотая рыбка. (Воспитатель переворачивает иллюстрацию.)
Воспитатель: Ребята, а где можно встретить золотую рыбку?
Дети: В море, в аквариуме, в сказках, книгах.
Воспитатель: В какой сказке говорится о золотой рыбке?
Дети: В сказке о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: Скажите, кто автор этой сказки?
Дети: А.С.Пушкин.
Воспитатель: Правильно. А кто мне может сказать, почему золотая рыбка в сказке могла исполнять желания?
Дети: Потому что обладала волшебной силой.
Воспитатель: Я знаю, что желания исполняются, когда задуваешь свечи на именинном пироге, когда загадываешь их под Новый год. Но я думаю, что каждый из вас хотел бы иметь свою собственную золотую рыбку, чтобы загадывать ей желания, когда захочется. Я права?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте создадим своих золотых волшебниц! Как вы думаете, из какого материала мы сможем сделать рыбку? (Ответы детей.)
Воспитатель: Рыбок мы сделаем из солёного теста. (Дети садятся за столы.) Ваши рыбки могут быть совершенно разными. Как вы думаете, какими частями они будут отличаться? (Ответы детей.)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы обратим внимание на хвост рыбки. Поможет нам в этом игра «Волшебная дорожка». Рыбка будет путешествовать по волшебным дорожкам, и форма хвоста будет меняться в зависимости от геометрической фигуры, которая ей встречается. На пути первым встречается треугольник. Какую форму примет хвост? (Треугольную. Аналогичным образом проводится игра.)
Воспитатель: А сейчас приступим к работе. (Начинается практическая часть занятия. Во время работы, воспитатель напоминает, на сколько частей делить кусочек теста, какой формы туловище (обтекаемой, похожей на овал). Как украсить рыбку. Из чего можно сделать чешуйки (пайетки). Контролирует и направляет работу детей.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие чудесные рыбки у вас получились. Какими частями ваши рыбки отличаются?
Дети: Цветом чешуек, размером.
Воспитатель: Вижу красивые у вас получились рыбки, теперь каждый может загадать рыбке своё желание. Но помните, что рыбки исполняют только добрые желания.
Елена Дмитриева, воспитатель МБДОУ ЦРР Д/с № 45, г.Саров
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку