"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2016
Сундучок правильной речи
Нарушения в речи ребёнка не является исключительно логопедической проблемой, они отражаются на общем развитии, ограничивая познавательные возможности и эмоциональные проявления, порождая нежелательные качества личности и особенности поведения, нарушая формирующиеся межличностные отношения.
Разнообразные игровые упражнения и задания пособия повышают интерес ребёнка к работе, позволяют расширить объём внимания, развивать фонематический слух, память, мышление, совершенствовать грамматический строй речи, что, в свою очередь, ускоряет процесс автоматизации звука, делая его более увлекательным и высокоэффективным.
Хотим представить вам авторское пособие, направленное на коммуникативно-речевое, познавательное развитие ребёнка.
Цель: оказание практической помощи логопедам дошкольного учреждения, родителям детей-логопатов в коррекции звука [Ш] в речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать умение правильно произносить звук [Ш] в слогах, в словах; в предложениях;
- активизировать и расширять словарный запас;
- формировать грамматические категории: согласование притяжательных местоимений «моя», «моё», «мои», «мой» с именем существительным; употребление имени существительного в косвенных падежах, согласование имени существительного с количественными числительными; употребление имени существительного во множественном числе в именительном и родительном падежах;
- формировать умение детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, голосовых интонаций;
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать мелодико-интонационную выразительность речи;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать внимание и память.
Методическое пособие представляет собой систематизированный практический материал, представленный в виде «Сундучка правильной речи» и его содержимого: игр по автоматизации звука [Ш], иллюстративного материала. Сундучок правильной речи изготовлен из картона, обшитого яркой разноцветной тканью. На поверхности модуля закреплены различные многофункциональные детали: молния, пуговицы, шнуровка, «липкая» лента, бусинки, крючки, ленточки, носочек.
Логопед предлагает ребёнку сложить сюжетную картинку. Для этого разрезную картинку (рисунок) нужно наложить на такой же рисунок на игровом поле. Задание может выбрать сам ребёнок. Логопед предлагает кубики «Поиграй-ка», «Нажми кнопки», «Расскажи о …», «Эмоции». Ребёнок выбирает кубик, который ему нравится, бросает и выполняет задание, изображённое на выпавшей грани кубика.
Либо же сам логопед предлагает один из кубиков в зависимости от поставленной задачи занятия.
Кубик «Поиграй-ка»
Грани кубика «Поиграй-ка» представлены следующими игровыми упражнениями.«Мой, моя, моё, мои»
Представь, что это твои предметы. Ответь на вопросы: «Чей это заяц?», «Мой заяц». «Чья это кукла?», «Моя кукла».
«Великан и малыш»
У великана предметы большие, а у мальчика-малыша маленькие. Назови все маленькие предметы мальчика: зайчик, куколка, кроватка. Логопед обращает внимание на слова, которые нельзя употребить в уменьшительно-ласкательном значении.
«Лесенка-Чудесенка»
Рассмотри разрезные предметные картинки. Паша, Маша, каша, афиша, уши, мыши, камыши, машина, мешок, петушок, капюшон, ушат, кувшин, ошибка, ошейник. Повторяй слова за взрослым и запоминай их названия. Отыщи картинки, на которых изображены слова со слогом ША (ШИ, ШО, ШУ). Проговори их. Шагай указательным и средним пальчиками по лесенке, проговаривая при этом слог ША (ШИ, ШО, ШУ) три раза и слово с этим слогом.
«Громко-тихо»
Произнеси все слова, изображённые на картинках, громко-громко, а затем тихо.
Кубик «Нажми кнопки»
Ребёнок бросает кубик и называет слово столько раз, сколько точек выпало на грани кубика, касаясь точек пальчиком.Кубик «Эмоции»
Ребёнок рассматривает грани кубика «Эмоции». Называет и изображает мимикой грусть, злость, удивление, страх, радость, печаль. Затем произносит все слова, изображённые на предметных картинках, согласно выпавшей на кубике эмоции.Кубик «Расскажи о…»
Ребёнок бросает кубик, на гранях которого изображены картинки, символизирующие вспомогательные слова, помогающие изменить слово по падежам, и проговаривает все слова по предметным картинкам в падеже, выпавшем на грани кубика.«Бусинки»
Ребёнок берёт бусины и нанизывает их на шнурок по размеру: от самой маленькой до самой большой. Перебирая бусины пальцами, считает слова. Например: одна шапка, две шапки, три шапки и так далее.
Пазлы «Классики»
Ребёнок проговаривает слова, содержащие звук [Ш], а логопед выкладывает соответствующие предметные картинки. Далее ребёнок раскладывает картинки наподобие классиков. «Прыгает» указательным и средним пальцами по классикам, называя при этом количество (записанное цифрой) со словом-предметом, которое лежит на этой цифре. Например: одна шайба, две шишки.
Использование в работе материалов данного пособия позволит учителю-логопеду организовать и провести эффективную коррекционную работу при совместном участии воспитателей и родителей детей, посещающих группы для детей с нарушениями речи (общее недоразвитие речи), логопункт.
Марина Павлова, учитель-логопед
Наталья Акимова, старший воспитатель МДОУ Д/с № 290, г.Волгоград
Рекомендуем почитать
- Крепкий меч, безопасный для рук
- Развитие устной речи школьников с недостатками слуха в игровой деятельности
- Волшебный мир музыки
- Новочеркасская фабрика интерактива
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии