"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2016
Особый подход
Коррекционно-педагогическая работа в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР
По данным Российской Академии Медицинских наук, сегодня около 85 % детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическое сопровождение, достигает в дошкольном возрасте от 25-45%, более 60% детей относится к «группе риска». Этот факт определил необходимость изучения этой категории детей и организации им психолого-педагогической помощи.
В 2008 году в рамках проекта «Организационная и содержательная модель коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях специальной группы детского сада комбинированного вида» в нашем саду была открыта коррекционная группа для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Основу этой группы составили дети с ограниченными возможностями здоровья. Основная проблема – это пониженная обучаемость, обусловленная различными причинами. У всех детей отмечались незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности. Эти дети уступали сверстникам в физическом развитии, отличались низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, необщительностью, агрессией, несформированностью игровой деятельности.
Разрабатывая адаптивную программу, мы учитывали состояние и уровень развития ребёнка и выстраивали обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и её развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие. В совместной деятельности с детьми мы применили коррекционно-вспомогательные технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал. Коррекционную работу построили по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальными образовательными стандартами, утверждёнными ФГТ.
Значительное место занимала индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). Коррекционно-развивающее обучение строили с учётом актуальных возможностей детей, на основе охраны и укрепления их здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности.
Одной из трудностей первого набора была неоднородность контингента детей. Были дети с физическим инфантилизмом, с соматической недостаточностью (хроническими заболеваниями), с педагогической запущенностью, с неуравновешенной психикой, обусловленной гиперопекой или чрезмерной деспотичностью родителей. Выстроить единый вид деятельности было трудно, занятия носили разноплановый характер. Встал вопрос об углублённой диагностике, о дифференцированном подходе к набору детей в коррекционную группу. Для консолидации усилий и обеспечения системы комплексного сопровождения и решения проблем ребёнка, для оказания многопрофильной помощи детям и их родителям решили создать консилиум (ПМПК). Разработали Устав, Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, утвердили его состав. С помощью консилиума мы постарались наладить систему взаимодействия всех служб детского сада: медицинской, методической, воспитательной, психологической, логопедической.
Специалисты, включённые в состав ПМПК, выполняли работу в рамках основного рабочего времени, составляли индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и осуществляли коррекционно-развивающую работу непосредственно в помещении ДОУ. Обследование ребёнка специалистами ПМПК осуществлялось по запросам родителей или сотрудников ДОУ с согласия родителей (или законных представителей) и на основе Договора между ДОУ и родителями воспитанников. Обследование проводилось каждым специалистом ПМПК индивидуально с учётом реальной возрастной психофизической нагрузки. Обследовался общий уровень развития ребёнка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. По данным обследования каждым специалистом ПМПК составлялось заключение и разрабатывались рекомендации. На каждого ребёнка составлялся план индивидуального маршрута сопровождения. Промежуточная диагностика результативности проводилась в декабре, а итоговая – в конце года. На заседаниях ПМПК обсуждались результаты диагностической, корреционно-развивающей, консультативно-методической работы и выдавались рекомендации для эффективной педагогической деятельности, по вопросам всесторонней помощи детям и их семьям, нуждающимся в психолого-медико-педагогическом сопровождении.
Опыт работы подсказал, чем раньше начинать отслеживание детей с отклонениями, тем положительнее будет результат. Так был открыт консультативный пункт в нашем ДОУ. Дети, посещающие консультативный пункт, получали навыки ранней адаптации, что облегчало им период привыкания к посещению детского сада. Воспитатели имели возможность первичных наблюдений. Родители получали квалифицированную помощь, повышали свою компетентность в вопросах воспитания.
Таким образом, вся работа по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями велась комплексно: консультативный пункт, консилиум, коррекционная группа.
Все дети, выпускающиеся в школы в конце года, отправлялись на ПМПК повторно, где им подтверждался либо снимался диагноз и давались рекомендации для дальнейшего обучения. Дети, которые по результатам диагностики оказались не готовы к школьному обучению, продолжили посещать коррекционную группу детского сада. За 5 лет практики были и такие дети, у которых задержка в развитии была полностью исправлена, и диагноз был снят. Дети обучаются в обычных классах. Все усилия педагогов группы направлены на то, чтобы таких детей становилось больше.
По данным Российской Академии Медицинских наук, сегодня около 85 % детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическое сопровождение, достигает в дошкольном возрасте от 25-45%, более 60% детей относится к «группе риска». Этот факт определил необходимость изучения этой категории детей и организации им психолого-педагогической помощи.
В 2008 году в рамках проекта «Организационная и содержательная модель коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях специальной группы детского сада комбинированного вида» в нашем саду была открыта коррекционная группа для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Основу этой группы составили дети с ограниченными возможностями здоровья. Основная проблема – это пониженная обучаемость, обусловленная различными причинами. У всех детей отмечались незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности. Эти дети уступали сверстникам в физическом развитии, отличались низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, необщительностью, агрессией, несформированностью игровой деятельности.
Разрабатывая адаптивную программу, мы учитывали состояние и уровень развития ребёнка и выстраивали обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и её развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие. В совместной деятельности с детьми мы применили коррекционно-вспомогательные технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал. Коррекционную работу построили по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальными образовательными стандартами, утверждёнными ФГТ.
Значительное место занимала индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). Коррекционно-развивающее обучение строили с учётом актуальных возможностей детей, на основе охраны и укрепления их здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности.
Одной из трудностей первого набора была неоднородность контингента детей. Были дети с физическим инфантилизмом, с соматической недостаточностью (хроническими заболеваниями), с педагогической запущенностью, с неуравновешенной психикой, обусловленной гиперопекой или чрезмерной деспотичностью родителей. Выстроить единый вид деятельности было трудно, занятия носили разноплановый характер. Встал вопрос об углублённой диагностике, о дифференцированном подходе к набору детей в коррекционную группу. Для консолидации усилий и обеспечения системы комплексного сопровождения и решения проблем ребёнка, для оказания многопрофильной помощи детям и их родителям решили создать консилиум (ПМПК). Разработали Устав, Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, утвердили его состав. С помощью консилиума мы постарались наладить систему взаимодействия всех служб детского сада: медицинской, методической, воспитательной, психологической, логопедической.
Специалисты, включённые в состав ПМПК, выполняли работу в рамках основного рабочего времени, составляли индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и осуществляли коррекционно-развивающую работу непосредственно в помещении ДОУ. Обследование ребёнка специалистами ПМПК осуществлялось по запросам родителей или сотрудников ДОУ с согласия родителей (или законных представителей) и на основе Договора между ДОУ и родителями воспитанников. Обследование проводилось каждым специалистом ПМПК индивидуально с учётом реальной возрастной психофизической нагрузки. Обследовался общий уровень развития ребёнка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. По данным обследования каждым специалистом ПМПК составлялось заключение и разрабатывались рекомендации. На каждого ребёнка составлялся план индивидуального маршрута сопровождения. Промежуточная диагностика результативности проводилась в декабре, а итоговая – в конце года. На заседаниях ПМПК обсуждались результаты диагностической, корреционно-развивающей, консультативно-методической работы и выдавались рекомендации для эффективной педагогической деятельности, по вопросам всесторонней помощи детям и их семьям, нуждающимся в психолого-медико-педагогическом сопровождении.
Опыт работы подсказал, чем раньше начинать отслеживание детей с отклонениями, тем положительнее будет результат. Так был открыт консультативный пункт в нашем ДОУ. Дети, посещающие консультативный пункт, получали навыки ранней адаптации, что облегчало им период привыкания к посещению детского сада. Воспитатели имели возможность первичных наблюдений. Родители получали квалифицированную помощь, повышали свою компетентность в вопросах воспитания.
Таким образом, вся работа по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями велась комплексно: консультативный пункт, консилиум, коррекционная группа.
Все дети, выпускающиеся в школы в конце года, отправлялись на ПМПК повторно, где им подтверждался либо снимался диагноз и давались рекомендации для дальнейшего обучения. Дети, которые по результатам диагностики оказались не готовы к школьному обучению, продолжили посещать коррекционную группу детского сада. За 5 лет практики были и такие дети, у которых задержка в развитии была полностью исправлена, и диагноз был снят. Дети обучаются в обычных классах. Все усилия педагогов группы направлены на то, чтобы таких детей становилось больше.
Надежда Васильчишина, логопед МДОУ Д/с №4, г.Тутаев
Рекомендуем почитать
- С помощью одной игры можно решить множество задач
- Огоспорт – увлекательная игра на свежем воздухе
- Выставка игрушек № 1 в мире
- Использование игр в развивающей работе с детьми
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку